Накануне встречи министров энергетики «большой восьмерки» в Москве для обсуждения энергетической безопасности собралась мировая энергетическая элита. За два дня конференции представители различных стран смогли познакомиться с точкой зрения друг друга и выработать единые подходы — базовые для будущих важных решений.
Энергобезопасность — термин неоднозначный и противоречивый. В первую очередь речь идет о стабильности и бесперебойности поставок энергоресурсов из стран-производителей в страны-потребители. Хотя, к примеру, в Японии это сродни национальной идее обретения независимости от углеводородов за счет альтернативных видов топлива. Оно и понятно, ведь в Японии нет своих ресурсов.
Но, по оценкам экспертов, первая половина XXI века останется нефтегазовой. И именно поэтому в настоящий момент в мире формируется колоссальное противоречие между прогнозируемым увеличением спроса на энергоносители и недостаточным их предложением добывающими странами, обусловленное ростом собственного потребления. Уже в ближайшем будущем в развитых странах возможен дефицит ресурсов со всем комплексом вытекающих отсюда последствий — высокой ценой, геополитическими конфликтами на этой почве.
Во избежание подобного развития событий Россия, занимающая первое место в мире по экспорту газа и второе по экспорту нефти, заявила о намерении обсудить спорные моменты мирового ТЭК и выработать единые подходы и правила взаимодействия на энергорынке. Конечным пунктом обсуждения и принятия решений станет Санкт-Петербург, где состоится летний саммит руководителей восьми крупнейших государств.
Что предлагаем мы?
-
Развивать ядерную энергетику и повышать ее долю в энергобалансе страны, тем самым сокращать потребление нефти и газа. Причем, по словам министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко, все атомные электростанции останутся в собственности государства.
-
Дать возможность развивающимся странам построить собственные атомные станции. В любом случае они имеют полное право на развитие мирного атома. А для обеспечения режима нераспространения ядерного оружия Россия предлагает создать сеть международных атомных центров, в которых бы отрабатывались самые опасные процессы ядерного цикла.
-
Наращивать потенциал гидроэнергетики с привлечением частных инвестиций (49%).
-
Снижать энергоемкость производства путем использования современных технологий сжигания топлива.
-
Увеличивать объем экспорта газа за счет роста его стоимости на внутреннем рынке.
-
Устранить барьеры, мешающие иностранным инвесторам участвовать в разработке небольших месторождений полезных ископаемых.
-
Сохранить монополию «Газпрома» на экспорт газа.
-
Разрабатывать уникальные месторождения на основе международных консорциумов с сохранением контрольного пакета акций у государства.
-
Обеспечить устойчивость мирового рынка углеводородов путем повышения стабильности спроса и предложения на основе механизмов долгосрочных контрактов и прозрачности информации о запасах углеводородов и маршрутах их транспортировки.
Чего хотят «акулы» мирового бизнеса?
Основное требование западных инвесторов — уменьшение госсектора в ТЭК России и снижение административных барьеров в законодательстве. К примеру, замминистра торговли США Дэйвид Симпсон заявляет, что «если Правительство РФ не приветствует приход частного бизнеса в энергетику, то результат может быть плачевным, ведь только коммерческий подход в реализации энергопроектов может привести к успеху».
Речь идет, как все прекрасно понимают, об облегчении доступа крупных транснациональных корпораций к российским недрам и об уменьшении доли национальных компаний. Западный капитал совершенно не устраивает сохранение госконтроля в этом секторе. Переговорный процесс продолжается, но слишком высока цена вопроса.
Кроме того, «болезненным» вопросом в отношениях с Евросоюзом является ратификация Россией Европейской энергетической хартии, подписанной еще в 1994 году. Она предполагает доступ иностранных инвесторов к российским газопроводам.
По мнению зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева, в ближайшие десятилетия отмены экспортной монополии точно не произойдет, а компании, которые хотят экспортировать российский газ, могут это делать через единый экспортный канал «Газпрома».
Азиатский вектор
На мировом рынке энергоресурсов помимо явных «фаворитов забега» существуют и так называемые «темные лошадки», которые неожиданно для всех приходят к финишу первыми. К ним можно отнести быстроразвивающиеся Китай и Индию.
По словам заместителя председателя Национальной комиссии по развитию и реформам Китая Чжан Гобао, «энергетическая ситуация в мире к настоящему моменту сложилась довольно сложная и нестабильная, что обусловлено региональными конфликтами и ростом спроса на энергоресурсы».
Но главной причиной высоких цен на углеводороды, по его мнению, является спекуляция на международном рынке капиталов. А обратной стороной медали — возможность разрабатывать месторождения, которые при более низких ценах считались нерентабельными.
Вопросам энергетической независимости и безопасности России будет посвящен Всероссийский форум «ТЭК России в XXI веке», который пройдет 3—7 апреля в Москве.
Вагит Алекперов, президент ОАО «ЛУКОЙЛ»:
— Российские запасы нефти и газа почти в четыре раза превышают запасы остальных членов «восьмерки». И для потребителей, и для производителей энергобезопасность означает стабильность поставок и соблюдение экологических стандартов, которые будут зависеть от способности участников рынка действовать согласованно.
Александр Шохин, президент РСПП:
— Россия вполне может взять на себя функции мирового регулятора энергобезопасности. Речь идет о механизме взаимных гарантий не только поставок, но и спроса за счет максимального взаимопроникновения активов компаний — основных игроков. Это становится возможным благодаря допуску транснациональных компаний в российскую добычу и проникновению наших компаний в транспортировку и сбыт в других странах, что гарантирует долгосрочные партнерские отношения между ними.