Современная антимонопольная политика должна включать не только меры принуждения, но и адвокатирование конкуренции — к такому выводу пришли участники семинара, который состоялся в Центре стратегических разработок. Мягкие формы борьбы с монополизмом — дело новое для нашей страны, но в бюджете ФАС в текущем году на их реализацию уже предусмотрены серьезные суммы.
Под адвокатированием конкуренции эксперты понимают направления деятельности ФАС, которые не входят в систему мер принуждения к соблюдению антимонопольного законодательства, а предполагают влияние Службы на другие госорганы и работу, направленную на улучшение понимания общественностью выгод конкуренции.
Оно предусматривает информирование участников рынка и потребителей о содержании норм антимонопольного законодательства, а также о конкретных действиях ФАС, которые будут предприниматься для обнаружения и наказания нарушителей. Как говорится, «кто не спрятался, я не виноват»…
Особенностью адвокатирования является его превентивный характер. По сути, оно напоминает диспансеризацию конкурентной среды, в то время как меры принуждения можно сравнить с последним аргументом медицины — хирургической операцией, которая проводится постфактум, когда другие средства уже бесполезны.
В этом году ФАС впервые начала реализацию специальной программы адвокатирования конкуренции, на финансирование которой будут затрачены 8% совокупного бюджета Службы, причем не только в нынешнем году, но и в 2007—2008 гг.
Впрочем, по оценке экспертов, значение первых двух показателей зависит от широкого круга факторов, включая и принудительные меры (ожидаемой величины санкций и вероятности их применения), а также уровня квалификации кадров, которые работают в местных органах власти.
Да и количество публикаций в СМИ тоже нельзя считать объективным показателем, поскольку трудно найти газету или программу телевидения, где бы ни затрагивалась тема борьбы с монополизмом, например на рынке нефтепродуктов.
Мягкие меры борьбы с монополизмом, безусловно, нужны, но очень хотелось бы, чтобы ФАС активнее применяла и жесткие санкции против корпораций, нарушающих условия свободной конкуренции. А пока новый вариант закона «О защите конкуренции» по-прежнему блуждает в коридорах власти…
Для оценки результативности расходов на адвокатирование конкуренции ФАС собирается использовать следующие показатели:
-
доля нарушений, устраненных без возбуждения дела, в общем числе выявленных правонарушений;
-
процент нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, в которых были учтены замечания и предложения ФАС России, в общем числе рассмотренных актов с отрицательными заключениями;
- количество публикаций в СМИ о деятельности антимонопольной службы.