Как показывает арбитражная практика, работа с драгоценными металлами привлекает пристальное внимание налоговых органов и других контролирующих организаций. О том, как, имея в своем распоряжении драгоценные камни и металлы, не остаться без денег, читайте в очередной подборке арбитражных дел.
Янтарь - камень не драгоценный
Налоговая инспекция по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта от 06.08.93 № 17, установила, что изделия из янтаря классифицируются как ювелирные. В связи с этим при расчете ЕНВД предпринимателю М. она применила повышающий коэффициент, установленный для розничной торговли ювелирными изделиями.
Предприниматель обжаловал это решение в арбитражном суде.
Суд установил, что в силу ст. 1 Федерального закона от 26.03.98 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. Что касается янтаря, то к драгоценным камням приравниваются только уникальные янтарные образования.
Суд решил, что браслеты, клипсы и бусы, которыми торговал предприниматель, к драгоценным камням не относятся, и признал применение повышающего коэффициента в данном случае необоснованным.
ФАС также решил, что Общероссийский классификатор не дает определение понятию «ювелирные изделия».
(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.04.2005 № Ф08-1231/2005-520А)
Металл по аффинажу считают
Открытое акционерное общество учло с применением внутренней цены стоимость металлов платиновой группы, сданных для извлечения из оборудования на аффинажный завод, в сумме 4,6 млн руб.
Налоговая инспекция рассчитала стоимость драгоценных металлов, исходя из цен Лондонской биржи и страховой оценочной стоимости, указанной в акте сдачи-приемки оказанных услуг, после чего доначислила ОАО внереализационный доход за 2003-год в сумме 35,5 млн руб.
Общество оспорило это решение в арбитражном суде.
Суд установил, что согласно абз. 3 п. 7 Правил учета и хранения драгоценных металлов…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731, их учет осуществляется по результатам аффинажа.
В силу п. 6.4 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов…, утвержденной Приказом Минфина РФ от 29.08.2001 № 68н, учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки вторичного сырья, осуществляется после проведения аффинажа.
Таким образом, установленный порядок не предусматривает учет стоимости драгоценных металлов, подлежащих передаче на аффинаж, а предполагает их учет до передачи на очищение по соответствующей массе.
Суд иск ОАО удовлетворил. ФАС оставил это решение без изменений.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.10.2005 № А28-25025/2004-824/28)
Неуставные отношения
Межрегиональное управление Комитета РФ по финансовому мониторингу привлекло ОАО к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку оно как организация, осуществляющая куплю-продажу драгоценных металлов, в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не приняло мер к разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также не назначило специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение указанных правил.
Общество обжаловало это решение в арбитражном суде, однако суд в иске отказал.
Рассмотрев кассационную жалобу, ФАС установил, что основанием отнесения общества к числу организаций, подпадающих под действие Федерального закона № 115-ФЗ, явился факт отражения в Уставе ОАО в числе видов деятельности, которыми оно может заниматься, розничной купли-продажи драгоценных металлов.
Однако доказательства ведения такой деятельности в материалах дела отсутствуют.
ФАС решение суда первой инстанции отменил и иск общества удовлетворил.
(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.03.2005 № Ф03-А51/04-2/4540)
Художественные налоговые промыслы
Налоговая инспекция решила, что под видом изделий народных художественных промыслов ОАО реализовывало ювелирные изделия, содержащие драгметаллы, поэтому применила к обществу налоговые санкции.
ОАО обжаловало это решение в арбитражном суде.
Суд установил, что согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О народных художественных промыслах» отнесение изделий к этой категории осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов.
В утвержденном Приказом Минэкономики РФ от 28.12.99 № 555 Перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов к ним отнесены ювелирные изделия из серебра, цветных металлов и сплавов. Понятие цветных металлов Перечнем не раскрыто.
Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 в составе группировки «Металлы цветные, их сырье, сплавы и соединения» содержит как серебро, так и золото. Правовая неопределенность в силу п. 7 ст. 3 НК РФ толкуется в пользу налогоплательщика.
Кроме того, суд решил, что налоговая инспекция необоснованно оспорила решение художественного экспертного совета без обращения в суд, чем превысила свои полномочия.
Суд иск ОАО удовлетворил. ФАС оставил его без изменений.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2005 №-А31-358/13)
Чьи на прииске лицензии?
Налоговая инспекция отказала ООО в применении ставки 0% по НДС при реализации драгоценного металла с прииска, так как у общества отсутствовала лицензия на добычу драгоценных металлов. Оно обжаловало это решение в арбитражном суде.
Суд установил, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.03.98 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» субъектами добычи драгоценных металлов являются исключительно организации, получившие лицензии.
ООО производило добычу драгметалла в соответствии с договором простого товарищества, заключенным с другим обществом, имеющим соответствующую лицензию.
Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.
Суд решил, что из анализа подп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ следует, что организации, не имеющие лицензии на добычу драгоценных металлов, но добывающие их посредством заключения гражданско-правовых договоров с другими субъектами, имеющими соответствующие лицензии, не рассматриваются как налогоплательщики, осуществляющие добычу драгметаллов. Следовательно, на них не распространяется льгота, предусмотренная этой нормой.
ФАС подтвердил, что данные денежные средства следует считать доходом, полученным по договору комиссии, и оставил это решение без изменения.
(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.11.2005 № А10-1465/05-Ф02-5610/05-С1)
Главное - правильно составить договор
Общество с ограниченной ответственностью по договорам с войсковыми частями сдавало на аффинаж (очищение) принятый у последних лом и отходы драгоценных металлов, после чего реализовывало через комиссионера драгоценные металлы ОАО.
Налоговая инспекция отказала ООО в применении ставки 0% по НДС, поскольку предметом договоров с войсковыми частями являлось только оказание обществом услуг по переработке вторичного сырья.
ООО обжаловало это решение в арбитражном суде.
Суд решил, что полномочия войсковых частей в осуществлении контроля за выполнением обществом принятых на себя договорных обязательств не свидетельствует о том, что ООО не реализовывало извлеченные драгметаллы.
Довод ИФНС, что общество осуществляло только переработку вторичного сырья, но не реализацию драгоценных металлов, также противоречит условиям договоров, заключенных им с войсковыми частями, и договоров, заключенных с ОАО и комиссионером, а также фактическим обстоятельствам.
Кроме того, судом установлено, что право ООО на эту деятельность подтверждается регистрационными удостоверениями Центральной государственной инспекции пробирного надзора.
ФАС данное решение оставил без изменений.
(Постановление ФАС Московского округа от 04.11.2004 № КА-А40/10185-04)