Как это ни печально, но состоявшаяся недавно встреча Владимира Путина с бизнес-сообществом оставила тягостное впечатление. Потому что мероприятие это, вместо того чтобы быть действительно полезным, из года в год становится все более протокольно-ритуальным.
По идее предпринимательское сообщество на встречах с главой государства получает возможность «высказать все, что на сердце». Но стоит ли говорить о проблемах?
Президент приходит к бизнесменам с заранее заготовленным «подарком». В прошлом году это было увеличение срока давности по приватизационным сделкам, в этом — снижение стоимости выкупа земли под приватизированными предприятиями. Но этот «подарок» — уже, мягко говоря, бывший в употреблении: не так давно на совещании с членами Правительства Президент говорил о том, что нужно пойти навстречу РСПП и установить цену выкупа на уровне 2,5% от-кадастровой стоимости-участка (не для Москвы и Санкт-Петербурга, разумеется) — см. «ЭЖ» №11.
А все встречные предложения бизнеса — о том, что не худо бы дать предприятиям по этим платежам рассрочку на два года и как-то решить вопрос с теми, кто землю все-таки выкупил (у них ведь до сих пор проблема, как не пострадать от рвения налоговиков, включив затраты на ее приобретение в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль), — были в лучшем случае приняты к сведению. Это «вопрос тонкий, над ним просто нужно дополнительно подумать».
Между тем рвение налоговиков — проблема едва ли не более сложная и актуальная, чем цена земли. О ней предприниматели говорили и год назад, но тогда (если помните) всеобщий восторг вызвала «приватизационная инициатива».
И возникает эффект дежавю. Опять конец марта, и опять Александр Шохин (правда, теперь уже как президент РСПП) объясняет Президенту страны, что «налоговые проверки должны быть регламентированы, процедуры все прописаны». Да еще добавляет о необходимости «процедур обжалования налогоплательщиками действий, решений налоговых органов». А то получается, что закон о взимании штрафов в досудебном порядке, подготовленный в Администрации Президента, принят, а процедуры обжалования застряли вместе с законопроектом о совершенствовании налогового администрирования на подступах ко второму чтению в Госдуме.
Странно, кстати, что налоговое администрирование осталось вне поля внимания Президента. То есть он, конечно, надеется, что «закон будет принят, все заработает», но у него не возникает недоумения: почему же так долго не могут договориться теперь уже не предприниматели и Минфин, а Минфин с Госдумой? И как в таких условиях до сих пор работает бизнес?
А бизнес ему намекает (да нет, открытым текстом уже говорит), что в законопроекте, внесенном Правительством, слишком много лишнего — вопросов, связанных с резидентством к примеру, и их вполне можно рассмотреть отдельно, чтобы «политически чувствительный вопрос налогового администрирования был урегулирован как можно раньше». И для ускорения процесса, с тем чтобы закон вступил в силу с 1 января 2007 года как минимум, было бы правильно «отцепить» от него вопросы, которые прямо не связаны с налоговым администрированием.
В прошлом году, помнится (см. «ЭЖ» № 13 за 2005 г.), Владимир Путин говорил, что «некоторые затяжки в том числе связаны с тем, что у нас еще не было такой встречи, как эта». Встречи, как видим, проходят одна за одной, а вот затяжки остаются. Так, может, дело все-таки в подходе, озвученном Президентом 24 марта 2005 года: «Налоговое администрирование должно быть эффективным инструментом решения государственных вопросов»?
Задание бизнесу от Президента
«…Нужно совместными усилиями помочь развитию учебных заведений начального и среднего профобразования.
...Сегодня требуется участие бизнеса и в разработке профессиональных стандартов. Их могут полноценно сформулировать только сами участники рынка и затем предложить их соответствующим ведомствам, учебным заведениям для подготовки специалистов, отвечающих потребностям рынка. И вообще, конечно, представители бизнеса, и даже вы, конечно, те, кто здесь сегодня присутствует, ваши специалисты могли бы принять прямое участие в образовательном процессе, в том числе и в проведении определенных занятий, в принятии экзаменов.
...И наконец, при вашем участии, при участии малого бизнеса можно быстрее и эффективнее обеспечить образовательные учреждения необходимой приборной и современной лабораторной базой.
...Знаю также, что вы активно участвуете в создании в России бизнес-школ. У государства тоже предусмотрены средства на их создание, в том числе и в рамках национального проекта. Однако, если вам здесь понадобится содействие в реализации тех программ, тех проектов, которые вы сами осуществляете и проводите, мы абсолютно открыты для совместной работы. Прошу вас обращаться в Администрацию Президента, в Правительство. Мы постараемся помочь».