Стать мировым энергетическим лидером России мешает нехватка инвестиций в топливно-энергетический комплекс. Свыше 1 трлн долларов понадобится в ближайшие пятнадцать лет нашему ТЭК, чтобы обеспечить устойчивое развитие отечественного хозяйственного комплекса и удовлетворить запросы зарубежных партнеров. Такие цифры прозвучали на совместной пресс-конференции членов Федерального Собрания и представителей руководства естественных монополий.
Продолжающееся отставание прироста разведанных запасов газа и нефти по сравнению с уровнем их добычи, недопустимо высокий износ основных фондов во всех отраслях ТЭК вызывают серьезную озабоченность топ-менеджмента госкорпораций и сенаторов. Действующая технологическая инфраструктура комплекса изношена физически и морально, устарела по своим техническим и экономическим характеристикам. Особую тревогу вызывает положение дел в электроэнергетике и газовой промышленности — системообразующих отраслях, которые реально обеспечивают энергетическую безопасность страны.
Ключевой проблемой ТЭК сегодня остается инвестирование. По оценке Михаила Одинцова, председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, до 2020 г. в ТЭК желательно вложить около 1,2 трлн долларов, в том числе частных российских и иностранных инвесторов. Но в нашей энергетике пока нет нормального рыночного инвестиционного цикла. Он может сложиться, когда реформы закончатся и появятся рыночные цены. А пока необходимо активнее направлять туда государственные ресурсы. Например, средства Стабфонда, возможность инвестирования которых предусмотрена законодательством, на практике не реализуется.
Энергетическую безопасность может обеспечить только сбалансированное использование всех источников энергии, которыми располагает наша страна. В России затянулась так называемая газовая пауза. Доля газа в структуре энерготарифа достигла 63% от общей суммы расходов на органическое топливо и имеет тенденцию к росту в среднем на 2 процентных пункта в год. Это чрезвычайно много. В топливно-энергетическом балансе большинства экономически развитых стран доля газа, используемого для производства электроэнергии и тепла, составляет не более 20—25%.
Дешевая газовая энергетика является спорным преимуществом. Сегодня цены на газ, которые длительное время искусственно сдерживались, постепенно приближаются к мировым. Минпромэнерго провело реальную оценку стремительно истощающихся запасов газа, объем которых неизмеримо меньше ресурсов угля. Вывод можно сделать однозначный: нужно сбалансированно использовать все энергетические источники, дифференцированно подходить к развитию тех или иных отраслей ТЭК в различных регионах.
Естественные монополии, и в особенности «Газпром», являются системой жизнеобеспечения России. То, что они не подверглись ураганной приватизации в первые годы реформ, по мнению сенаторов, — безусловная удача для нашей страны. При отсутствии реального антимонопольного законодательства приватизация госкорпораций привела бы к разрушительным последствиям.
Ожидалось, что в результате приватизации нефтяной отрасли возникнет конкуренция. Но на самом деле восемь вертикально интегрированных компаний просто поделили страну. Реального рынка нефти, по оценке участников пресс-конференции, до сих пор нет, а значит, нет и рынка нефтепродуктов. В итоге мы имеем совершенно монополизированный сектор экономики, который, однако, формально не подпадает под антимонопольное законодательство.
Безусловно, радует, что руководство естественных монополий критически оценивает действия нефтяных корпораций, увеличивающих цены на нефтепродукты. Беспокоят только постоянные требования представителей их топ-менеджмента повысить тарифы для проведения модернизации ТЭК. Ведь крайним может опять оказаться население.