На последней встрече в Кремле Президент резко раскритиковал членов Кабинета министров за бездействие в сфере таможенного регулирования, которое приводит к увеличению экспорта сырой древесины. Но проблема заключается не только в кругляке — в прошлом году опять сократилась доля промышленного экспорта, уступив место сырьевым ресурсам…
По образному выражению главы государства, Правительство уже который год (а точнее — с 1999 г.) «жует сопли» и ничего не делает для стимулирования переработки леса на территории России. Он уже неоднократно обращал внимание членов Кабинета на эту проблему, но пока не видит никаких конкретных шагов, а только разговоры.
Глава Минэкономразвития Герман Греф считает, что ситуация может измениться после начала реализации программы повышения экспортных пошлин на древесину, рассчитанную на ближайшие четыре года.
Кроме того, в сфере таможенного регулирования предпринимается ряд мер, которые облегчат отечественным компаниям доступ к зарубежному высокотехнологичному оборудованию. Правительство на днях приняло постановление об отмене ставок таможенных пошлин в отношении почти 800 наименований техники, которая не имеет аналогов в нашей стране.
Среди них, кстати, целый ряд оборудования для деревообрабатывающей промышленности. Послаблением таможенного режима смогут также воспользоваться предприятия электронной, медицинской, авиационной, металлургической, нефтегазовой и судостроительной индустрии.
Только вот срок, в течение которого будут действовать нулевые пошлины, на удивление быстротечен — всего лишь 9 месяцев (а ждали этот документ много лет).
По мнению главы государства, компании должны немедленно отреагировать на принятые Правительством меры. Но, как правило, в реальной хозяйственной практике решения о модернизации бизнеса и закупке нового оборудования принимаются после серьезной предварительной проработки, занимающей немало времени. Да и сама поставка сложной техники тоже дело небыстрое.
Цифры и факты
5—10% составляют пошлины в таможенной стоимости ввозимого оборудования;
500 млн дол. в год равняются потери бюджета в результате их отмены;
3,1% занимает высокотехнологичная продукция в структуре российского экспорта;
0,2% мирового экспорта информационной техники приходится на долю нашей страны.