Франчайзинг — один из эффективных способов ведения бизнеса. Для предпринимателей это возможность организовать собственное дело по проверенным технологиям с оптимальными издержками.
В нашей стране франчайзинг хотя и развивается, но из-за несовершенства правовой базы тяжело приживается. Точные сведения о количестве франшизных компаний получить сложно даже в Российской ассоциации развития франчайзинга. Дело в том, что многие компании, организуя в полной мере свои партнерские сети на условиях франчайзинга, никак не заявляют о себе или называют все иначе. Другие, наоборот, позиционируют свою деятельность в качестве франчайзеров только декларативно, в сущности таковыми не являясь.
Франчайзинг — соглашение, в рамках которого производитель или единоличный распространитель защищенных товарным знаком продукта или услуги передает эксклюзивные права на их распространение независимым предпринимателям в обмен на платежи (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.
Формы и виды этих платежей могут быть различными (см. статью "Франчайзинг: бизнес под чужой "крышей"). Поэтому очень ценен опыт компаний, сумевших организовать партнерские сети и достигших заметных результатов. На очередном заседание пресс-клуба Союза журналистов Москвы были рассмотрены роль франчайзинга в формировании цивилизованного рынка и методы организации розничных спортивных магазинов.
Идеология товара
Рынок товаров для спорта и отдыха развивается очень быстро. Этому в немалой степени способствует и постепенное увеличение доходов населения, и мода на активный стиль жизни, и повышенное внимание к здоровью как самого человека, так и государства.
Рост этого рынка в 2005 году достиг 20—30%, а емкость составила от 1,7 до 2 млрд дол. в зависимости от товарной категории (одежда, обувь, спортивный инвентарь, тренажеры, оздоровительное оборудование).
Поэтому сегодня сложились самые благоприятные условия для формирования региональных франчайзинговых сетей по продаже товаров для спорта и отдыха.
Речь идет не только об одном из национальных приоритетных проектов России, но и о конкретных целевых программах, финансируемых из бюджета, — «Развитие физической культуры и спорта» и «Развитие спортивной промышленности».
Франчайзинговые магазины просто обязаны повсеместно поддерживать потребительскую активность населения и повышать качество жизни, пропагандируя спортивный стиль и здоровый образ жизни. Ведь сегодня покупают не просто велосипед, а средство, с помощью которого можно укреплять здоровье и совершать приятные поездки на природу. Не просто кроссовки, а спортивную обувь, которая «дышит», в которой нога не устает.
Такой подход позволяет построить идеологию каждой торговой марки для всех категорий населения: взрослых и детей, пенсионеров и подростков. Поэтому упустить возможность организовать свой бизнес на условиях франчайзинга просто непростительно. Тем более что крупнейшая в Восточной Европе группа компаний активно развивает франчайзинговые проекты. Один из них — организация сетей магазинов, предлагающих товары для спорта и отдыха всей семье по разумным ценам, второй — магазины, в которых продается обувь так называемого свободного стиля.
Мастер Спорт
Франчайзинг — это возможность построить успешный бизнес, используя опыт профессионалов, в соответствии со стандартами, установленными франчайзером.Работа под известной маркой потребует гораздо меньше капиталовложений на становление и продвижение бизнеса, а использование проверенных технологий и профессионального опыта компании — франчайзера, чья эффективность бизнес-процессов подтверждена многолетней практикой, позволит постоянно увеличивать доход, существенно минимизируя предпринимательские риски.
Получая в свое распоряжение утвердившуюся и проверенную концепцию ведения бизнеса вместе с консультационной и рекламной поддержкой, предприниматель сохраняет свою юридическую независимость. В то же время необходимо выполнение обязательств по отгрузкам и платежам в соответствии с кредитной политикой компании и условиями договора.
В свою очередь, компания-франчайзер оказывает постоянную помощь как в организации бизнеса, так и на этапе его функционирования — давая партнерам возможность развиваться. Такая франчайзинговая политики приносит свои плоды.
Например, Группа компаний «Спортмастер» в период с 1995 года по 2005 год открыла более 80 своих магазинов в России, на Украине и в Беларуси. Примерно столько же появилось за последние 2,5 года по программе «Спортландия». При этом ни один из них не закрылся и не отказался от франчайзинга.
При сопоставимости затрат на открытие магазина средние продажи с 1 кв. метра торговой площади увеличиваются по программе «Спортландия» до 300—350 дол. У обычного дилера этот показатель не выше 250 дол.
По мнению Алексея Мартыненкова, директора по продажам «Спортландии», один из самых важных аспектов помощи партнерам заключается как в передаче технологий, так и в постоянном мониторинге качества их выполнения и обслуживания покупателей, регулярном обучении персонала. Продавцы быстро привыкают к работе, со временем не замечая своих ошибок. А такой подход позволяет им все время находиться в форме. И партнерам это тоже выгодно — ведь вся помощь оказывается бесплатно. Чем не бег на длинную дистанцию во имя укрепления здоровья населения страны?
К сведению
Сотрудничество на основе франчайзинга обеспечивает: