Снабжение товарами по приемлемым ценам торговых сетей — одна из важнейших задач франчайзинга, а, значит, без логистики не обойтись. Если магазины расположены в пределах досягаемости автотранспорта, то можно доставлять товары своими автомобилями или с помощью специализированной логистической компании. В любом случае необходим экономический расчет эффективности принятого решения и оценка его риска.
Выбор того или иного решения определяют издержки логистики, так как транспортные затраты доминируют в структуре расходов. А каждая компания стремится к минимизации издержек при повышении качества обслуживания клиентов.
Считается, что при небольших объемах перевозок содержать собственный транспорт экономически не эффективно. Выгоднее передать транспортное обеспечение на аутсорсинг: экспедитору, автоперевозчику, логистическому провайдеру.
При этом компании снимают с себя ворох проблем, связанных с перевозкой грузов и эксплуатацией автомобилей. Это ремонт, содержание гаража и мастерских, зарплата водителей, обслуживающего персонала и т. д. А еще расходы, связанные с потерей, порчей груза и его страхованием. Дополнительная статья затрат — решение вопросов, возникающих при ДТП.
По данным компании Liga Trans, передача в аутсорсинг транспортного обеспечения дает компании общую годовую экономию более чем на 30%.
Обычно автоперевозчики проводят централизованное техобслуживание и плановый ремонт, приобретают запчасти и бензин по более низким оптовым ценам, сами страхуют автомобили от угона и ущерба (КАСКО), при необходимости взыскивают издержки на ремонт с водителя (при его вине).
Значительную долю в сокращение издержек вносит профессиональная организация и планирование труда водителей в таких компаниях.
Экономический расчет для одного из международных производителей и дистрибьюторов спортивных товаров показал, что на техобслуживании и ремонте автопарка из четырех автомобилей иностранного производства (Hyundai, Merсedes Sprinter) грузоподъемностью до 3 т можно сэкономить до 37%. Топливо и горюче-смазочные материалы дают экономию около 10%, а сокращение штата водителей и соответственно налогов — 33% (см. табл.).
Выбор партнера — всегда риск. Чтобы оценить все его последствия, нужно предварительно собрать необходимые сведения и провести их анализ, советуют консультанты по логистике. Однако, по мнению Марии Канаевой (компания «Байер Москва»), получить достоверную информацию сложно — хороший результат обещают все, но, пока не попробуешь, не узнаешь. Избежать разочарования помогают антинаучные «мульки» и женская интуиция. Например, передача автоперевозчика из рук в руки и так называемое сарафанное радио.
Рассылка запросов позволяет оценить оперативность и адекватность реагирования. А анализ полученных ответов покажет, готов ли потенциальный партнер к оперативному исполнению заказа, может ли предложить свои, более оптимальные решения и много ли он хочет за все это получить.
Особого внимания требуют: система субподрядов, наличие «высшего» руководства, с которым все необходимо постоянно согласовывать, отсутствие гибкости в удовлетворении потребностей клиента, ссылки на «обстоятельства» и прочие факторы, которые помешают довезти груз по назначению.
Индикатор/статья расходов |
Собственное управление |
Аутсорсинг |
Экономия, % |
Парк автомобилей (малотоннажные, до 3 т) |
4 |
4 |
0 |
Техобслуживание и ремонт, дол. |
11 155 |
7000 |
–37 |
Топливо и ГСМ, дол. |
20 135 |
18 122 |
–10 |
Отношение расходов на ремонт к топливу, % |
55 |
39 |
— |
ОСАГО, дол. |
643 |
643 |
0 |
КАСКО, дол. |
6569 |
0 |
–100 |
Техосмотр, дол. |
540 |
540 |
0 |
Штат водителей, чел. |
6 |
4 |
–33 |
Зарплата + налоги, дол. |
49 896 |
33 264 |
–33 |
ВСЕГО РАСХОДЫ, дол. |
88 945 |
59 573 |
–33 |
Источник: компания Liga Trans