В прошлом году транспортники впервые перешли на реальный учет объема перевозок пассажиров. Общий оборот составил 470 млрд пассажиро-километров. Однако состояние транспортных средств в стране не соответствует российским и международным техническим нормам. Об этой и других проблемах развития отрасли шла речь на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта РФ.
Транспортные возможности страны наряду с природными ресурсами и географическим положением относятся к конкурентным преимуществам России. По мнению министра транспорта Игоря Левитина, экспорт транспортных услуг становится такой же важной составляющей валового национального продукта, как и экспорт ресурсов.
По итогам прошедшего года рост общего грузооборота по всем видам транспорта составил 2,9%. Основным фактором явилось увеличение объемов внешней торговли, оживление деятельности реального сектора экономики и положительная динамика производства в основных грузообразующих отраслях.
Численность работающих в транспортном комплексе составила 2,5 млн человек, а их среднемесячная зарплата — 13 тыс. руб.
Несмотря на то, что фактический объем бюджетного финансирования вырос на 36% по сравнению с 2004 г., улучшить состояние транспортной инфраструктуры пока не удалось. Это связано со старением основных фондов и необходимостью корректировки нормативов текущего содержания объектов, многие из которых разработаны в середине прошлого века. Что говорить, если из 383 существующих в России аэродромов только 59% имеют взлетно-посадочные полосы с искусственными покрытиями, у остальных в наличии довоенная «грунтовка».
В автохозяйстве положение еще хуже: к концу 2005 г. доля автодорог, соответствующих нормативным требованиям, уменьшилась до 37%, а доля дорог, работающих в режиме перегрузки, наоборот, увеличилась по сравнению с прошлым годом.
Железнодорожная инфраструктура также нуждается в ускоренном развитии, прежде всего на подходах к портам, крупным городам, на угольных маршрутах, искусственных сооружениях, мостах и путепроводах.
Кроме того, для экономического развития страны и ее интеграции в мировую экономику необходимо иметь развитую сеть узловых аэропортов-хабов. Лидерство здесь министерство отводит Московскому авиаузлу и грузопассажирским хабам Екатеринбурга и Красноярска. Такой подход позволит увеличить объем транзитных пассажиров в российских аэропортах уже к 2008 г.
Особое беспокойство Правительства вызывает техническое состояние и качество используемых в России транспортных средств. По мнению И. Левитина, отечественная промышленность пока не обеспечивает растущих потребностей транспортного комплекса в современных средствах. Даже новые грузовые машины не соответствуют международным коммерческим и техническим требованиям к автотранспорту. А в гражданской авиации отечественные производители не выдерживают никакой конкуренции с импортными аналогами по расходу топлива и эксплуатационным параметрам. Поэтому необходимо всемерно содействовать созданию новых типов воздушных судов с использованием иностранных комплектующих, где это экономически и технически приемлемо.
В эпоху высоких стандартов необходимо стремиться к внедрению инновационных технологий управления перевозками, созданию транспортной инфраструктуры нового поколения, высокоскоростных автодорожных и железнодорожных магистралей.