Приоритетные национальные проекты останутся пустым звуком для 12 млн россиян, которые сегодня живут в сельских населенных пунктах, не имеющих круглогодичного транспортного сообщения с внешним миром. Что нужно сделать, чтобы автомобильные дороги пролегли до самых отдаленных уголков нашей страны? Эту насущную проблему обсуждали участники «круглого стола» в Торгово-промышленной палате РФ.
Состояние автотранспортной сети стало резко ухудшаться в последние 5 лет после изменений в налоговом законодательстве и расформирования дорожных фондов. Кроме того, Федеральный закон № 131-ФЗ переложил ответственность за благополучие региональных и местных трасс на бюджеты субъектов Федерации. В результате в большинстве дотационных регионов хронически не хватает средств на эксплуатацию и строительство автомобильных дорог.
Транспортная стратегия России, одобренная Правительством, предусматривает ликвидацию разрывов в опорной транспортной сети для обеспечения целостности и единства страны, а также повышение доступности услуг отрасли для населения. Но в реальности, чтобы достигнуть этих красивых целей, по оценке Александра Мишарина, заместителя министра транспорта, нужно увеличить финансирование отрасли до 800 млрд руб. в год. Пока же объем бюджетных ассигнований составляет лишь половину необходимой суммы.
В стране с такой огромной территорией до сих пор нет четких законов, регулирующих развитие транспорта. В Государственную Думу уже внесен проект закона «О платных автомобильных дорогах». Но, по мнению Александра Мишарина, пора разработать базовый закон об автомобильных дорогах, в котором можно отразить и условия создания платных магистралей. В нем нужно определить ответственность каждого уровня власти за определенные виды дорог и точно установить размеры и порядок их финансирования.
Большинство участников «круглого стола» высказались за восстановление дорожных фондов, в которых будут аккумулироваться средства на эксплуатацию и строительство дорог в субъектах Федерации. Необходимо также изменить налогооблагаемую базу и привязать транспортный налог к валовому доходу предприятий.
А на федеральном уровне целесообразно в самое близкое время присоединить к национальным проектам уже существующую целевую программу «Автомобильный транспорт России», увеличив объем ее финансирования.
Проблемы развития автомобильных дорог рассмотрит на своем заседании Правительство еще до конца апреля. Редакция непременно вернется к этой проблеме и расскажет о том, что собирается предпринять Кабинет министров.
Будем надеяться, что новые школьные автобусы и машины «скорой помощи», которые приобретаются в рамках национальных проектов, доедут до каждого россиянина.
К сведению
4100 км дорог приходится на одного гражданина России;
10 000 км равняется аналогичный показатель в Европе;
30% отечественных дорог испытывают чрезмерные нагрузки.