В 2010 г. производители и эксперты ожидают стагнацию, в лучшем случае — медленный рост рынка бутилированной воды. Наибольший подъем предполагается в сегментах инновационных функциональных напитков, а также минеральной и питьевой воды в оригинальной упаковке и большой таре. Развитию мешает отсутствие стандартов качества чистой воды в РФ.
Такие прогнозы делаются несмотря на серьезное падение продаж бутилированной воды в прошлом году. Специалисты считают, что спрос на качественную бутилированную питьевую и минеральную воду будет стимулировать низкое качество водопроводной воды, а также стремление россиян к здоровому образу жизни.
По данным Минэкономразвития, сегодня каждому второму жителю России приходится пить и использовать для приготовления пищи водопроводную воду ненадлежащего качества, не соответствующую по ряду показателей санитарно-гигиеническим требованиям. Пятая часть населения страны не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки. Эти факторы способствуют росту рынка бутилированной воды, который сейчас входит в число наиболее растущих отраслей. Последние пять лет ежегодный темп роста рынка воды составлял от 10 до 15%. За период с 2002 по 2008 г. производство минеральной и питьевой воды в России увеличилось более чем в три раза.
Объем российского рынка бутилированной питьевой и минеральной воды аналитики УК «Финам Менеджмент» оценивают в 1,5—2 млрд долл. в год, что составляет 30—40% от всего рынка безалкогольных напитков. К слову сказать, на мировом рынке бутилированная вода уже лишила газировку статуса самого популярного безалкогольного напитка. По разным оценкам, на территории России работают от 600 до 800 производителей минеральной и питьевой воды. В 2008 г., по данным Росстата, они выпустили 399,2 млн дал водной продукции.
Сегодня по-прежнему самая большая доля производителей приходится на Южный регион — около 29% и Центральный регион — 22%. На долю пяти крупнейших регионов по производству минеральной и питьевой воды приходится 37% рынка. В число крупнейших входят Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, Новосибирская, Московская и Липецкая области.
По оценке консалтинговой компании АМИКО, существенную долю на российском рынке занимает продукция отечественных производителей, удельный вес которой в общем объеме рынка в стоимостном выражении составляет 93%. Полного импортозамещения в период кризиса не произошло, поскольку сегмент рынка продаж бутилированной воды иностранного производства ориентирован на высокообеспеченных покупателей, предпочтения которых практически не изменились. Хотя, по словам Александра Анфиногенова, директора по маркетингу и стратегическому развитию «ОСТ-Аква», российские региональные компании демонстрируют хорошие темпы роста, правда, лидерами остаются международные концерны The Coca-Cola (ТМ «БонАква») и PepsiCo Inc. (ТМ «Аква Минерале»), занимающие около 35% рынка. На продвижение продуктов международные концерны тратят колоссальные средства, вынуждая российских производителей вкладывать деньги в рекламные кампании, а не в развитие производства.
По оценке РБК, в 2009 г. объем производства бутилированной воды на территории России уменьшился на 5% и составил 379,6 дала. Продажи в 2009 г. снижались более высокими темпами. По данным Союза производителей бутилированных вод, общее падение рынка в 2009 г. составило не менее 18% от продаж 2008 г. «Основной тенденцией 2009 г. стало падение в секторе корпоративных продаж, обусловленное снижением уровня затрат на содержание персонала в крупных компаниях. Темпы роста сохранились в сегменте частных продаж, поэтому еще одна тенденция 2009 г. — увеличение процента наличного оборота в общем объеме денежной выручки», — отметил в беседе с корреспондентом «ЭЖ» Александр Маляев, руководитель технического комитета Союза производителей бутилированных вод и генеральный директор компании «Ватерхолл».
Продажи последних месяцев 2009 г. свидетельствуют о стабилизации рынка. Однако А. Маляев уверен, что говорить о восстановлении пока рано. По его прогнозам, в 2010 г. рынок ожидает один из двух сценариев: пессимистичный — стагнация, оптимистичный — медленный рост от 2 до 10% в год. «ОСТ-Аква»
рассчитывает на расширение отрасли. «В 2010 г. мы прогнозируем рост производства на 2—3% и соответственно увеличение объема рынка», — говорит А. Анфиногенов.
Исследование DISCOVERY Research Group показывает, что в ближайшем будущем структурные изменения рынка, связанные с развитием отдельных подсегментов, продолжатся. В частности, увеличатся продажа воды в больших емкостях, чему способствует увеличение количества установленных в домах и офисах кулеров, популярность воды в оригинальной упаковке и спрос на продукцию премиального сегмента.
Кроме того, больший интерес рынок проявит к продуктам, обладающим помимо традиционных характеристик дополнительными свойствами или пользой и в целом повышающим качество жизни. Речь идет о развитии сегмента инновационных функциональных питьевых и минеральных вод с витаминами и микроэлементами, например так называемой спортивной воды. Инновационные разработки сегодня приобретают серьезное социальное значение, поскольку именно с помощью кондиционированных вод можно компенсировать дефицит микроэлементов в организме человека, то есть корректировать здоровье населения. Так компания «ОСТ-Аква», сформировавшая в России сегмент функциональных безалкогольных напитков, за 2009 г. увеличила объем реализации продукции безалкогольного направления почти на 21% по сравнению с показателями 2008 г. Менеджеры предприятия объясняют этот успех не только грамотной стратегией реализации традиционных продуктов, но и увеличением спроса на инновационные функциональные питьевые и минеральные воды с дополнительной пользой.
Потенциал у российского рынка бутилированной воды огромный. Уровень потребления бутилированной воды в России составляет примерно 20—25 л на человека в год, в то время как жители Западной Европы потребляют в среднем 100—150 л в год.
По словам А. Маляева, развитие отрасли бутилированной воды на сегодняшний момент сдерживает сама ситуация на рынке. У предприятий достаточно большой запас нереализованных мощностей, которые могут быть востребованы, по самым оптимистичным прогнозам, не ранее 2011 г. Но важно решить вопрос о поддельной минеральной воде, доля которой сегодня на отечественном рынке, по разным оценкам, — от 10 до 50%. Лишить предприятия соблазна продавать искусственно минерализованную водопроводную воду под видом природной минеральной может принятие технического регламента по питьевой и минеральной воде, который сейчас обсуждается в правительстве.
Полезные советы по потреблению влаги
Чтобы не нанести вред здоровью, потребитель бутилированной воды должен знать следующие правила.
Технические условия
Надпись «ТУ 9185» означает, что в бутылке содержится вода природная, прошедшая очистку, в результате которой не изменился природный минеральный состав воды, а значит, в ней содержатся необходимые для организма минеральные вещества.
Надпись «ТУ 0131» свидетельствует о том, что вода прошла дополнительную степень очистки (дистилляцию, деминерализацию, умягчение, обогащение дополнительными солями либо минеральными веществами). «В такой бутылке может быть не только природная, но и водопроводная вода, прошедшая очистку. Как правило, у такой воды очень низкая минерализация и малое содержание полезных для организма элементов», — пояснила корреспонденту «ЭЖ» Катерина Веселова, заместитель руководителя испытательной лаборатории EcoStandard Group.
Вид воды
Вода с содержанием солей 0,1—
1 грамм на литр является питьевой и не имеет ограничений при употреблении. Минеральную воду с содержанием солей 1—15 граммов на литр желательно пить по назначению врача курсами (максимальный курс — 30 дней) не чаще двух раз в год.
Расположение источника
На этикетке с минералкой обязательно должен быть указан номер скважины, из которой добывается вода. Информация о расположении источника необязательна. Как правило, такие сведения на упаковке указывают лишь производители, уверенные в качестве своей продукции.
Состав
Вода, добытая из одного и того же источника в разные дни, отличается по составу. Поэтому производители указывают на бутылке пределы, в рамках которых в воде сохраняются такие компоненты, как хлориды, сульфаты, гидрокарбонаты. Если на этикетке приведены точные значения, такая вода вряд ли природная.
Хранение
Кулер нужно регулярно очищать, а пропущенную через него воду — кипятить. «Высокая влажность, оптимальная температура в кулере создают благоприятные условия для роста и размножения бактерий. В результате многочисленных исследований установлено, что 80% воды из кулера не соответствует норме по бактериологическим показателям», — предупреждает К. Веселова.
Таблица 1
Производство минеральной и питьевой воды в 2002—2008 гг.
Год |
Объем производства, млн дал |
2002 |
127 |
2003 |
148,2 |
2004 |
149,4 |
2005 |
245,7 |
2006 |
284,6 |
2007 |
344,3 |
2008 |
399,2 |
Источник: Росстат Таблица 2
Прогноз производства минеральной и питьевой воды в России, млн дал
Год |
Объем производства, млн дал |
2009 |
379,6 |
2010 |
387 |
2011 |
398,6 |
2012 |
417,2 |
2013 |
430,2 |
Источник: Расчеты РБК