Государственной власти оказалось недостаточно назначения сити-менеджеров и удаления неугодных глав, прямого управления земельными ресурсами в самых привлекательных муниципалитетах, непрерывного насаждения пропорциональной системы выборов в муниципалитетах и т.п. Работа в направлении усекновения самоуправления продолжилась.
Согласно п. 3 ст. 8 принятого в окончательном чтении закона изменена ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Она предусматривала обязательное согласие местного населения на объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, путем голосования либо на сходах граждан. Теперь мнение людей не требуется. Достаточно согласия представительных органов объединяемых поселений.
Губернаторы, а по их указанию и постепенно огосударствляемые главы городских округов и муниципальных районов получают право руками представительных органов местной власти объединять поселения без учета мнения жителей. Вероятно, скоро мы станем свидетелями превращения подмосковного Одинцовского района в Одинцовский городской округ в границах Одинцовского района. Сколько будет таких объединенных муниципальных объединений по всей России?
Не секрет, что инициатива законодательных новаций исходила от губернаторского корпуса, а федеральный законодатель лишь поспешил узаконить очередное губернаторское «усечение самоуправления и демократии». Это очередной шаг по свертыванию возможностей непосредственного участия населения в местном самоуправлении, несмотря на то, что Конституционный суд РФ против отмены голосования по вопросам территориальных преобразований муниципальных образований как «наиболее адекватной формы учета мнения населения».
В качестве дополнительного эффекта власть получает окончательное отлучение жителей от участия в решении местных дел. Последние изменения в избирательное законодательство и ряд других новаций уже многое сделали в этом направлении. Не исключено, что расширяющаяся усилиями законодателей и исполнительных органов государственной власти в регионах пропасть между жителями и властью приведет к негативным последствиям для общества и государства.
Нет сомнения, что Совет Федерации утвердит, а президент подпишет принятый Думой законопроект с поправками в муниципальное право, нарушающими правовые позиции Конституционного суда РФ в этой сфере, демократические принципы института местного управления, требования Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией. А ратификация — это подтверждение государством соответствующего права действующим на своей территории.
Европейский клуб экспертов местного самоуправления готов при необходимости оказать консультационную поддержку тем, кто сочтет возможным обратиться в Конституционный суд РФ на предмет выяснения конституционности соответствующих изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ.