Программа Минпромторга по выплате компенсаций за утилизацию старых легковых автомобилей начнется 8 марта. Но Ассоциация европейского бизнеса не ожидает в этом году существенного роста продаж автомобилей.
Во время недавней встречи с премьером глава Минпромторга Виктор Христенко согласился с предложением Владимира Путина сдвинуть старт программы по утилизации старых автомобилей с 15 на всеми любимое 8 марта. Напомним, что утилизируемое авто должно быть старше десяти лет, в собственности автовладельца находиться не менее года, не быть в угоне или побывать в крупном ДТП. После утилизации автодилер должен выдать владельцу бывшего автомобиля ваучер на 50 000 руб. для приобретения нового автомобиля.
Такие программы эффективно поддержали авторынки западных стран в период кризиса. Под нашу программу из госбюджета выделено 10 млрд руб. с расчетом утилизации 200 000 легковушек и соответственно приобретения такого же количества новых авто.
Но на пути программы к старту еще есть разные «но». Так, по словам В. Христенко, в России пока открыто только 12—15 пунктов утилизации. Правда, министерство готово субсидировать дилерам доставку старых машин до этих пунктов, что обойдется бюджету еще в один миллиард рублей. Нет пока критериев отбора дилеров для участия в программе, в разработке еще и закон об утилизации транспортных средств.
Однако даже если решить эти проблемы и программа начнется в праздничный день 8 марта, праздником для рынка легковых автомобилей стать ей будет трудно. Во всяком случае Ассоциация европейского бизнеса, чутко отслеживающая его тенденции, существенного роста автопродаж после их падения в 2009-м на 49% в наступившем году не ожидает. За год кризиса в стране продали 1 466 000 легковых автомобилей; в этом году, по словам вице-председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Мартина Яна, авторынок увеличится до 1,5 млн штук, то есть всего на несколько десятков тысяч. Причем, по его мнению, этот прогноз довольно оптимистичен, рассчитан на то, что будут достаточно эффективны меры господдержки — льготное кредитование и программа по утилизации.
Производство авто в РФ сократилось больше, чем продажи. По данным АСМ-холдинга, выпуск упал почти на 60%, авто российских брендов сократилось на 63,2%, а иностранных — на 52,2.