С 2010 г. размер налоговой задолженности, за которую граждан (в том числе бизнесменов и должностных лиц компаний) могут привлечь к уголовной ответственности, значительно увеличен. Это предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2009 № 383-ФЗ, который устанавливает более понятные правила привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов и существенно снижает риск уголовного преследования.
Принятие этого закона стало очередной попыткой правительства и депутатов прекратить налоговый террор менеджмента компаний и предпринимателей со стороны контролирующих органов. Изменения затронули Налоговый и Уголовный кодексы РФ.
Налоговые процедуры
Изменения в первую часть Налогового кодекса РФ, внесенные этим Федеральным законом, уточняют процедуру передачи налоговыми органами материалов по налоговому нарушению в органы внутренних дел. Передавать материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела налоговые органы будут только после вступления в законную силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 32 НК РФ).
По мнению депутатов, разработавших законопроект, это позволит исключить возможность возбуждения уголовного дела только по формальному признаку наличия недоимки без установления факта совершения правонарушения.
В отношении физических лиц, привлеченных к ответственности за совершение налогового правонарушения, на время рассмотрения следователями представленных налоговиками документов будет приостанавливаться взыскание недоимки.
Теперь налогоплательщики (в том числе индивидуальные предприниматели), а также руководство компаний смогут заранее узнавать о возможности привлечения их к уголовной ответственности за неуплату налогов. Такая информация будет содержаться в направляемом требовании об уплате налога, если размер недоимки, выявленной в результате проверки, свидетельствует о налоговом преступлении.
Границы уголовной ответственности
Размер недоимки по налогам и сборам, который позволяет говорить о налоговом преступлении, значительно увеличен по сравнению с действовавшим в прошлые годы.
Так, до вступления в силу данного закона к уголовной ответственности по ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» УК РФ могли привлекаться граждане, если сумма не уплаченных ими налогов и (или) сборов, исчисленных за три года, превышала 100 000 руб. Согласно ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ уголовное преследование грозило менеджменту компании, задолжавшей более 500 000 руб. налоговых платежей и (или) сборов. Эти показатели были установлены шесть лет назад и ни разу не индексировались.
Теперь уголовная ответственность предусмотрена, если сумма не уплаченных физическим лицом налогов и (или) сборов за три финансовых года (подряд) превышает 600 000 руб. Критический размер налоговой недоимки компании для ее менеджмента — более 2 000 000 руб.
Кроме того, налогоплательщики — граждане и должностные лица компаний, впервые совершившие преступление, получили возможность освободиться от уголовной ответственности. Для этого гражданину (компании) необходимо полностью уплатить сумму недоимки, пени и штрафы до окончания предварительного следствия.
Наиболее обсуждаемое в последнее время новшество указанного федерального закона — отмена такой меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении налогового преступления, как заключение под стражу. Взять под стражу могут только в четырех случаях: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации, его личность не установлена, он нарушил ранее избранную меру пресечения, скрылся от органов предварительного расследования или суда.