Околотаможенная деятельность: бизнес обязали обустроить ветеринаров

| статьи | печать

Совместным приказом Минсельхоза России и ФТС России от 05.11.2009 № 542/2013 утверждены детальные ветеринарно-санитарные требования к складам временного хранения и таможенным складам, на которых хранятся товары, подконтрольные Государственной ветеринарной службе РФ. Документ зарегистрирован в Минюсте России 14 декабря 2009 г. и вступит в силу по истечении десяти дней после официального опубликования1.

Издание приказа скорее всего обусловлено концепцией переноса таможенного оформления на границу. Для создания новой инфраструктуры необходимы колоссальные средства. Но в бюджете они не предусмотрены. Вот и пытаются контролирующие органы (таможня, ветеринары, транспортники и проч.) обустроиться за счет предпринимателей, занятых в околотаможенной деятельности. Как показывает практика, для этого достаточно официально установить требования о выделении на строящихся складах мест для представителей контролирующих органов и детально описать, как подобные места должны быть обустроены.

В комментируемом документе содержатся конкретные требования к складам и порядку хранения товаров на них. Например, на складе оборудуются отдельные камеры для хранения следующих видов охлажденных и мороженых товаров:

  • мяса и мясопродуктов;
  • молока и молочных продуктов;
  • рыбы, ракообразных, моллюсков, мяса водных животных и продуктов их переработки.


Не допускается совместное хранение продовольственного сырья, готовой продукции, непищевой продукции, материалов, тары.

Мусорные контейнеры должны освобождаться от мусора при заполнении не более чем на 2/3 объема не реже одного раза в сутки с последующей мойкой и дезинфекцией.

Установлены даже конкретные параметры проходов между складируемыми товарами, минимальный отступ этих товаров от стен склада и проч.

Главное требование: на складе обязательно должно быть выделено помещение для ветеринарных специалистов территориальных органов Россельхознадзора и надлежащим образом оборудовано (перечень необходимого оборудования состоит из 44 позиций).

Так, помимо офисной мебели и техники в помещении должны быть установлены:

  • прибор «Регула 4004-М» для выявления фальсифицированных ветеринарных сопроводительных документов;
  • РН-метр;
  • стерилизатор для инструментов;
  • ручная распыляющая дезинфекционная установка типа гидропульт;
  • термочемодан для проб крови и биопрепаратов и прочая спецтехника.


Подобное оборудование обойдется владельцу склада временного хранения в копеечку. И это в условиях продолжающегося кризиса, когда даже таможенная служба не представляет, как заинтересовать предпринимателей вкладывать средства в строительство новых складов и обустройство иной околотаможенной инфраструктуры.

Тем не менее самый важный вопрос: будут ли новые требования применяться при проверке уже существующих складов или это стандарты на будущее? Иными словами, смогут ли таможенники исключать из реестра владельцев СВХ тех, у кого склады не соответствуют новым требованиям?

Пункт 1.2 приказа гласит, что настоящие требования должны выполняться при строительстве, реконструкции и эксплуатации помещений складов. Понятие «эксплуатация» можно трактовать широко, что позволит таможенникам устроить переаттестацию всех складов. Остается надеяться, что таможня не развернет новую борьбу с участниками околотаможенной деятельности.

1 На момент подписания номера в печать документ не был официально опубликован.