Конституционный Суд РФ установил критерии добровольности уплаты налогов.
Предприятие, исполняя вынесенные в 2001—2002 годах решения налоговых органов и арбитражного суда, уплатило в 2002 году в бюджет дополнительные платежи по налогу на прибыль путем зачета имевшейся переплаты по данному налогу.
Однако в 2003—2004 годах арбитражный суд пересмотрел обстоятельства данного дела и вынес решение уже в пользу предприятия. Полагая, что уплаченные в 2002 году суммы дополнительных платежей являются излишне взысканным налогом, налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате этих сумм с начислением на них процентов в соответствии с п. 4 ст. 79 НК РФ.
Сумму налога налоговики вернули, а вот проценты на нее начислять отказались. Дескать, предприятие хотя и во исполнение требований налоговых органов и решений арбитражных судов, но все же добровольно уплатило налоговые платежи в бюджет, значит, считать их излишне взысканными, а следовательно, и начислять на них проценты оснований не имеется.
Позицию налоговых органов поддержал областной арбитражный суд и ФАС Северо-Западного округа.
После этого предприятие обратилось в Конституционный Суд РФ с жалобой, в которой оспаривало конституционность абз. 1 п. 4 ст. 79 НК РФ.
Судьи решили, что в данном случае ни о какой добровольности по уплате налога речь идти не может. Ведь до этого было судебное решение, вынесенное в отношении налогоплательщика-должника. А оно, как и любое другое судебное решение, обязательно для исполнения независимо от воли этого лица и производится должником хотя и добровольно, но под угрозой применения мер государственного принуждения.
К ним относятся упоминаемые в Налоговом кодексе обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке.
Конституционный Суд решил, что субъект налоговых правоотношений, добровольно исполнивший решения налоговых органов и (или) судов, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, в отношении которого эти решения исполняются принудительно.
Судьи напомнили, что излишняя уплата налога, как правило, происходит, когда налогоплательщик, исчисляя сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного-заблуждения, допускает ошибку в расчетах (Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О).
Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении, то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога, и соответственно ст. 78 НК РФ применена быть не может.
В результате судьи решили, что положение абз. 1 п. 4 ст. 79 НК РФ также предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами (Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 № 503-О).