При создании организации ее учредители вряд ли думают о том, что в силу некоторых причин ее придется ликвидировать. Поэтому когда это происходит, многие из них оказываются в растерянности, поскольку они не знают, какую процедуру нужно соблюсти при ликвидации фирмы. Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ. Однако существует немало подзаконных актов, которые при этом также необходимо учесть.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по решению суда, а также вследствие признания его банкротом.
Прежде всего учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Статьей 20 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен трехдневный срок для представления письменного уведомления в налоговый орган по месту регистрации юридического лица.
Форма такого уведомления (а также иные формы, заполняемые при ликвидации) установлена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Порядок заполнения Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (форма №-Р15001) (и иных форм, указанных далее) разъяснен Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 №-САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя». К уведомлению прилагается решение о ликвидации юридического лица.
Получив уведомление, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в его учредительные документы. Также запрещается государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемая организация, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Кроме того, ликвидационная комиссия обязана направить уведомление о ликвидации в ФСС по месту регистрации в 10-дневный срок с даты ее назначения (Постановление Правительства РФ от 17.11.2000 № 863).
Требуется ликвидатор!
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с нормами законодательства, которое не указывает предельные сроки ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
После этого в регистрирующий орган необходимо направить Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (форма №-Р15002). Вместе с данным Уведомлением представляется документ, подтверждающий формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора либо конкурсного управляющего. Срок представления такого уведомления законом не установлен.
Ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации организации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации.
В целях разъяснения процесса публикации сведений ФНС РФ разработаны Методические рекомендации по вопросам публикации сведений о государственной регистрации в журнале «Вестник государственной регистрации» и использования его при государственной регистрации юридических лиц (Приложение к Письму ФНС России от 13.07.2005 № ЧД-6-09/570@).
Далее ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Следует обратить внимание на то, что нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя-кредитора права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании такого должника несостоятельным (банкротом). Указанный вывод сделан Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 20.04.2004 №-1560/04 на основании ст. 7 и 11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
После окончания срока для предъявления требований кредиторами (но перед началом удовлетворения таких требований) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Составляем промежуточный баланс
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н, при ликвидации юридического лица необходимо провести инвентаризацию его имущества и обязательств. Порядок ее проведения установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.95 №49. Причем в п.1.5 данного Приказа уточнено, что инвентаризация при ликвидации проводится перед составлением ликвидационного баланса.
По нашему мнению, инвентаризацию имущества и обязательств целесообразно проводить перед составлением промежуточного ликвидационного баланса.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) организации или высшим органом управления организации, принявшим решение о ее ликвидации.
Пунктом 2 ст. 63 ГК РФ определено, что в установленных законом случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Например, промежуточный ликвидационный баланс кредитной организации утверждается по согласованию с Банком России (ст. 23 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица представляется в регистрирующий орган с приложением самого баланса.
На основании промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия определяет источники погашения кредиторской задолженности.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст. 64 ГК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Согласно п. 5 этой же статьи требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества, оставшегося после выплаты кредиторам.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 22 Закона о государственной регистрации ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Имущество, оставшееся у организации после всех расчетов с кредиторами и составления ликвидационного баланса, распределяется между ее учредителями пропорционально их доле в уставном капитале.
На финишную прямую
По окончании ликвидации ликвидационная комиссия обязана представить в регистрирующий орган Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001, ликвидационный баланс и документ, свидетельствующий об уплате государственной пошлины (в соответствии с подп. 3 п. 1 ст.-333.33 НК РФ госпошлина за государственную регистрацию ликвидации организации составляет 400 руб.).
Необходимо добавить, что в соответствии со ст. 9 Закона о государственной регистрации Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Государственная регистрация при ликвидации организации осуществляется в срок не более чем пять дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Ликвидация считается завершенной, а организация прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Порядок снятия организаций с налогового учета определен Приказом МНС РФ от 03.03.2004 № БГ-3-09/178. В соответствии с п. 3.4 указанного документа снятие с учета организации и исключение сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) осуществляется на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о ликвидации организации, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.
Налоговый орган, осуществивший снятие организации с учета, обязан направить сведения о снятии организации с учета в связи с ликвидацией и выписку из ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по различным основаниям, установленным НК РФ (по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств), не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия организации с учета.
На основании полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете по какому-либо из указанных оснований, снимают организацию с учета и исключают сведения из ЕГРН.
Датой снятия организации с учета и исключения сведений из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации при снятии ее с учета в налоговом органе в случае ликвидации признается недействительным.