По закону каждое акционерное общество обязано вести реестр акционеров. Причем те общества, в которых число акционеров не превышает 50, имеют право выбирать: воспользоваться услугами специализированной компании-регистратора либо выполнять эту обязанность самостоятельно. А те акционерные общества, в которых количество владельцев акций перевалит за 50, обязаны передать ведение реестра профессионалам (ст. 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 120-ФЗ «О-внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»). Оба эти варианта требуют, чтобы руководство АО было «подковано» в вопросах ведения реестра ценных бумаг.
Небольшие АО достаточно часто используют свое право вести реестр акционеров самостоятельно. Но, к сожалению, далеко не в каждой фирме есть сотрудник, хорошо разбирающийся в корпоративном законодательстве. Поэтому неудивительно, что общества, самостоятельно ведущие реестр акционеров, часто не соблюдают требования закона.
В небольших АО встречается ситуация, когда генеральный директор общества просто заносит информацию об операциях, проводимых с ценными бумагами, в прошитый и пронумерованный журнал.
Но если сотрудники Федеральной службы по финансовым рынкам затребуют у такого общества какую-либо информацию об акциях или их владельцах, они обнаружат, что оформленный таким способом реестр не соответствует законным требованиям. Акционерному обществу это грозит административным штрафом на сумму от 100 до 200 МРОТ, а должностному лицу, отвечающему за ведение реестра, — штрафом в размере от 10 до 20 МРОТ (ст. 15.22 КоАП РФ).
Чтобы избежать подобных проблем, руководству общества нужно знать, что представляет собой реестр акционеров, составленный по всем правилам.
Правила ведения реестра
На законодательном уровне вопросы внесения в реестр акционеров новых записей, а также выдачи выписок из него регулируют ст. 44—46 Федерального закона от 26.12.95 №-208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Более подробно процедура ведения реестра акционеров изложена в Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27 (далее — Положение о ведении реестра).
Однако данное Положение относится не только к акциям, но и к другим видам именных эмиссионных ценных бумаг, а ведение реестра держателей акций имеет свою специфику. Эту специфику руководству АО нужно отразить в собственных Правилах ведения реестра акционеров.
Правила — это основной локальный нормативный акт, где прописаны обязанности общества как держателя реестра. В нем, в частности, указываются сведения, содержащиеся в реестре, документы, относящиеся к реестру, и порядок внесения в них записей. В Правилах можно указать и должность, замещение которой связано с ведением реестра (например, генеральный директор). Если данный вопрос в них не оговаривается, приказ о назначении работника, ответственного за ведение реестра, вправе издать руководитель общества.
Одним журналом не обойтись
Реестр акционеров — это не просто список, в котором указываются имена (наименования) акционеров и количество принадлежащих им акций. Реестр представляет собой целый ряд документов, которые можно вести как в бумажном виде, так и на электронных носителях.
Сведения, которые должны быть указаны в этих документах, перечислены в п.-3 Положения о ведении реестра.
Реестр акционеров должен включать следующие документы.
1. Лицевые счета зарегистрированных лиц (владельцев акций, номинальных держателей, доверительных управляющих, залогодержателей).
Они содержат информацию о количестве принадлежащих тому или иному лицу акций, их категории (типе), о государственном регистрационном номере выпуска ценных бумаг. В лицевом счете отражаются и операции, проводившиеся с этими акциями.
2. Анкету зарегистрированного лица. В нее включаются данные об имени (наименовании) зарегистрированного лица, его адрес, ИНН, образец подписи и др.
3. Форму передаточного распоряжения, то есть документа, в котором содержится указание держателю реестра внести в реестр запись о переходе прав собственности на акции. В нем указывается, сколько акций, по какой цене и кому переданы по договору купли-продажи, дарения и т. д.
4. Форму залогового распоряжения — документа, которым владелец акций поручает держателю реестра внести в реестр запись о залоге или о прекращении залога ценных бумаг.
5. Форму выписки из реестра. Такая выписка выдается зарегистрированному лицу по его требованию. Она, в частности, содержит имя (наименование) зарегистрированного лица, номер его лицевого счета, количество, категорию (тип акций), государственный регистрационный номер выпуска акций.
6. Журнал учета входящих документов, который включает наименование документа, на основании которого вносится новая запись в реестр (например, передаточное распоряжение), дату его получения, имя лица, представившего документ держателю реестра.
7. Регистрационный журнал, в котором отражаются данные о том, с какого лицевого счета акции списываются и на какой счет они поступают при заключении договоров купли-продажи и совершении других сделок.
Документы «на всякий пожарный»
Акционерные общества с небольшим количеством акционеров, самостоятельно ведущие реестр, иногда даже не утверждают такие документы, как форма залогового распоряжения или форма выписки из реестра. Ситуация стандартная, так как в некоторых мелких компаниях, даже существующих не первый год, ни один из акционеров не закладывал свои акции и не требовал выписку из реестра.
Но ФСФР России может потребовать предоставить указанные формы. Так что руководству общества стоит перестраховаться и утвердить документы реестра акционеров в полном объеме.
Закон об АО не оговаривает, к компетенции какого органа управления относится утверждение форм документов, входящих в реестр. На основании подп. 13 п. 1 ст. 65 данного Закона это вправе сделать совет директоров. Но устав общества может передать это полномочие и генеральному директору.