Налоговые отношения
Постановление Правительства РФ от 28.11.2009 № 960
«О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»
Сокращен перечень технологического оборудования, ввоз которого в Российскую Федерацию не облагается НДС.
В частности, из названного перечня исключены следующие виды техники: элеваторы и конвейеры непрерывного действия для товаров или материалов, специально предназначенные для подземных работ; погрузчики одноковшовые фронтальные, специально разработанные для подземных работ; машины для офсетной печати рулонные; станки для обработки любых материалов путем удаления материала с использованием процессов лазерного излучения; прессы для обработки резины или пластмасс; оборудование для экстрагирования или приготовления животных или нелетучих растительных жиров или масел; печи и камеры, действующие на основе явления индукции и диэлектрических потерь; оборудование для термической обработки материалов с помощью явления индукции или диэлектрических потерь; машины для сварки встык.
В то же время от обложения НДС будет освобождаться ввоз линий по производству хлебопекарных дрожжей и по производству кровельного картона из волокнистых целлюлозных материалов.
Документ вступил в силу 12 декабря 2009 г.
Приказ ФНС России от 28.09.2009 № ММ-7-6/475@
«Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета»
Направлять в налоговые органы сведения об открытии или закрытии счетов налогоплательщиков, а также об изменении реквизитов таких счетов банки будут по новым формам. Изменения в документах носят технический характер.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 02.12.2009 № 15359 и вступает в силу по истечении десяти дней
после дня официального опубликования
Письмо Минфина России от 07.12.2009 № 03-03-06/1/789
В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В случае расторжения трудового договора по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 178 ТК РФ, выходное пособие выплачивается работнику в размере двухнедельного среднего заработка.
Трудовым или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться их повышенные размеры.
В расходы на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, включаются, в частности, начисления работникам, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Следовательно, расходы по выплате выходного пособия при увольнении сотрудника по основаниям, не предусмотренным ст. 178 ТК РФ, закрепленной трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, являющимся неотъемлемой частью трудового договора, или коллективным договором, могут учитываться при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Письмо Минфина России от 04.12.2009 № 03-03-06/1/788
Амортизация по объектам основных средств, которые не выводились из эксплуатации в период реконструкции, начисляется исходя из измененной первоначальной стоимости данного объекта начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости.
Датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств является дата окончания работ по его реконструкции. Эта дата может быть подтверждена актом по форме № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств», утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
Письмо Минфина России от 04.12.2009 № 03-03-06/2/230
Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления) (п. 3 ст. 43 НК РФ).
При выдаче векселедателем векселедержателю векселей с дисконтом, предусматривающих начисление процентов на вексельную сумму, доходы, полученные по таким векселям, относятся у векселедержателя к полученным процентам по ценным бумагам.
Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 328 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку доходов (расходов) в виде процентов по ценным бумагам, договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и (или) иным образом оформленным долговым обязательствам.
В аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (а по ценным бумагам — с условиями эмиссии, по векселям — с условиями выпуска или передачи (продажи)) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом ст. 269 НК РФ.
Письмо Минфина России от 04.12.2009 № 03-03-06/2/229
В соответствии с п. 2 ст. 279 НК РФ в целях налогообложения прибыли при уступке налогоплательщиком — продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу убыток по такой сделке включается в состав внереализационных расходов и принимается к учету в следующем порядке:
— 50% суммы убытка — на дату уступки права требования;
— 50% суммы убытка — по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.
Также в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, установленных ст. 266, 267, 292, 294, 294.1, 300, 324 и 324.1 НК РФ (п. 7 ст. 250 НК РФ).
В налоговом учете датой признания внереализационного дохода в виде сумм восстановленных резервов является последний день отчетного (налогового) периода (подп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Письмо Минфина России от 03.12.2009 № 03-04-06-01/313
Работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором (ст. 302 ТК РФ).
Все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не облагаются НДФЛ и ЕСН (п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Следовательно, компенсационные выплаты вахтовым работникам, предусмотренные ст. 302 ТК РФ, в размере, установленном локальным нормативным актом организации, не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН.
Письмо Минфина России от 03.12.2009 № 03-04-06-02/87
Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей в целях налогообложения прибыли причисляются к расходам на содержание служебного автотранспорта и относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, в пределах норм, установленных Правительством РФ (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие нормы утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92.
Согласно п. 1 указанного постановления в составе прочих расходов учитывается компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в следующих пределах:
— 1200 руб. в месяц — при использовании легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно;
— 1500 руб. в месяц — при использовании легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см.
Если личный автомобиль не используется в производственных целях (работник находится в очередном отпуске или на больничном), то выплачиваемая работнику компенсация не может учитываться в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы.
Письмо Минфина России от 01.12.2009 № 03-11-06/3/281
На уплату ЕНВД не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).
В среднесписочную численность включаются работники всей организации, в том числе филиалов и иных обособленных подразделений, по всем видам деятельности, независимо от применяемых организацией режимов налогообложения.
Письмо Минфина России от 30.11.2009 № 03-03-06/779
Согласно ст. 252 НК РФ расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Если индивидуальный предприниматель, являясь одновременно учредителем общества, на основании договора выполняет обязанности по управлению обществом, документом, подтверждающим оказание предпринимателем услуг по управлению обществом, может являться акт приемки-передачи оказанных услуг, оформленный в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Письмо Минфина России от 27.11.2009 № 03-07-14/107
Индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученная этими предпринимателями, без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).
При реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС в связи с применением указанного освобождения, НДС не исчисляется. Соответственно по таким операциям налоговая база по НДС и момент ее определения не определяются.
Письмо Минфина России от 27.11.2009 № 03-03-06/1/776
Порядок учета в расходах комиссии за досрочное погашение кредита в целях налогообложения прибыли зависит от порядка определения ее размера, установленного в договоре об открытии кредитной линии.
Сумма комиссии, установленная в фиксированном размере, не зависящем от фактического времени пользования заемными средствами, может быть учтена во внереализационных расходах на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ как другие обоснованные расходы. Величина премии, определяемая как компенсация упущенной выгоды кредитора исходя из недополученной суммы процентов (либо с применением повышенной ставки процента) в связи с досрочным погашением кредита, квалифицируется как выплата процентов и учитывается во внереализационных расходах на основании подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Датой осуществления внереализационных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Письмо Минфина России от 24.11.2009 № 03-03-06/1/771
В Налоговом кодексе РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми дебиторская задолженность налогоплательщика признается безнадежной для целей налогообложения прибыли. К таким основаниям относится, в частности, невозможность исполнения на основании акта государственного органа.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства, признается безнадежной для целей налогообложения прибыли и в соответствии со ст. 265 и 266 НК РФ включается в состав внереализационных расходов на дату составления акта судебным приставом-исполнителем о невозможности взыскания задолженности.
Письмо Минфина России от 24.11.2009 № 03-03-06/1/768
Статья 133 ТК РФ определяет, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
МРОТ, установленный федеральным законом, работодателями, не финансируемыми из бюджета, обеспечивается за счет собственных средств. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Таким образом, если работник полностью отработал месячную норму рабочего времени и при этом его месячная заработная плата оказалась ниже МРОТ, работодатель обязан выплатить ему заработную плату, равную МРОТ, и учесть эти расходы в составе расходов на оплату труда на основании п. 1 ст. 255 НК РФ.
Письмо ФНС России от 04.12.2009 № ШС-22-3/915@
«Об информировании налогоплательщиков о праве применения упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога»
Налоговая служба рекомендует территориальным налоговым органам в случае получения письменного обращения налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения им УСН или ЕСХН в письменном разъяснении информировать налогоплательщика о том, что на основании представленного им заявления он применяет УСН (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе).
Данные разъяснения связаны с недавним письмом ФНС России от 21.09.2009 № ШС-22-3/730, где говорилось, что положения НК РФ не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по заявлению налогоплательщиков о переходе на УСН или ЕСХН. Следовательно, у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применения этих спецрежимов.
Письмо ФНС России от 02.12.2009 № 3-5-04/1774
«Об ответственности физических лиц за неуплату НДФЛ»
ФНС России опровергла информацию о том, что налоговая служба собирается вызывать работников проблемных организаций на заседания зарплатных комиссий.
В то же время в письме ФНС России напомнила, что работник, получивший доход, с которого не был удержан работодателем налог, обязан самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно уплатить налог.
За непредставление декларации в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа. Он составляет 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Если декларация не представляется более 180 дней, штраф за период до указанного срока пересчитывается исходя из 10%, а после 180 дней — исходя из 30% суммы налога. Кроме того, граждане, уклоняющиеся от уплаты налогов, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ.
Письмо ФНС России от 25.11.2009 № МН-22-3/890
«О документальном подтверждении командировочных расходов (командировочное удостоверение)»
Командировочные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли на основании утвержденного руководителем организации авансового отчета (утверждается при наличии письменного отчета о выполненной работе в командировке, согласованного с руководителем структурного подразделения работодателя). Датой признания расходов на командировку согласно подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ является дата утверждения авансового отчета.
К авансовому отчету должно прилагаться командировочное удостоверение (форма № Т-10), а также документы о найме жилого помещения, фактических расходах на проезд (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой.
Оформление авансового отчета с нарушением установленных законодательством требований, а также отсутствие необходимых приложений к авансовому отчету (или ненадлежащее их оформление) влекут несоответствие авансового отчета требованиям законодательства Российской Федерации. Соответственно указанная в нем сумма расходов не может быть включена в состав расходов в целях налогообложения прибыли как не имеющая надлежащего документального подтверждения.
Государственное регулирование
Постановление Правительства РФ от 28.11.2009 № 962
«Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»
В 2010 г. иностранным гражданам будет выдано лишь 1 944 356 разрешений на работу. Такие объемы квот на работу иностранцам установило Правительство РФ. В 2009 г. этот лимит составлял 3 976 747 разрешений.
Документ вступил в силу
12 декабря 2009 г.
Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944
«Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»
Утвержден перечень видов деятельности, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки могут проводиться чаще одного раза в три года.
Особые правила проведения проверок касаются деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере.
В частности, проверки организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют розничную торговлю лекарственными средствами, а также изготовление в аптеках лекарственных средств, органы Росздравнадзора могут проводить не чаще одного раза в год. Тех, кто занимается оптовой торговлей лекарственными средствами, смогут проверять не чаще одного раза в два года.
Плановые проверки компаний, предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания, пожарным и Санэпиднадзору разрешено проводить один раз в год, а Росздравнадзору — один раз в два года.
Кроме того, лимиты на проведение плановых проверок установлены в отношении услуг по оказанию скорой, амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи, дошкольного, начального основного общего и среднего образования, а также деятельности детских лагерей.
Документ вступил в силу
5 декабря 2009 г.
Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 № 816
«О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и природный газ»
Правительство РФ продолжает вносить в свои постановления изменения, необходимые для дальнейшего реформирования электроэнергетики.
В частности, из постановления от 04.04.2000 № 294, которым утвержден порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, исключено упоминание о расчетах между поставщиками и потребителями электрической энергии, а также установлены новые правила расчетов за тепловую энергию и природный газ между их поставщиками и потребителями-организациями.
Потребители должны оплачивать тепловую энергию и газ в несколько этапов: 35% — до 18-го числа месяца, за который вносится оплата, и 50% — до последнего числа этого месяца. Окончательно рассчитаться за фактически потребленную в течение месяца энергию нужно до 10-го числа следующего месяца. Фактически потребленный газ оплачивается до 25-го числа месяца, следующего за расчетным.
Оплату за электрическую энергию регламентируют несколько постановлений правительства. Так, участники оптового рынка электроэнергии должны ориентироваться на сроки, установленные в п. 15.1 и 15.2 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (постановление Правительства РФ от 24.10.2003 № 643).
Изменения вступили в силу
с 26 ноября 2009 г.
Приказ Минэкономразвития России от 19.10.2009 № 416
«Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт»
Установлено четыре вида кадастровых карт, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы РФ, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории РФ и местоположе-
нии пунктов опорных межевых сетей, а также их состав.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России
01.12.2009 № 15334 и вступает в силу
с 1 марта 2010 г.
Приказ Росрыболовства от 16.06.2009 № 516
«Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по заключению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров о закреплении за ними долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов»
Заключать с организациями и индивидуальными предпринимателями договор о закреплении за ними долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов будут территориальные органы Росрыболовства.
Само ведомство будет заключать договоры с организациями и предпринимателями в отношении приобретенных по результатам аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей и договоры пользования водными биологическими ресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства.
Договор оформляется на десять лет и считается заключенным с даты его подписания обеими сторонами. В документе преду-смотрены основания для отказа в заключении договора, а также приведен порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица и принимаемых им решений.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России
22.10.2009 № 15093 и вступил в силу
29 ноября 2009 г.