Не тяните с подачей заявки на участие в торгах

| статьи | печать

Вы считаете, что конкурс на размещение госзаказа выигрывает тот, кто просит меньше денег? Тогда посмотрите, к какому интересному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 04.12.2009 по делу № А46-11249/2009.

Страховая компания участвовала в конкурсе на размещение госзаказа на страхование сотрудников областного УВД и в отличие от остальных участников предложила меньшую цену контракта, но неожиданно для себя проиграла. Она обратилась в антимонопольный орган с заявлением об аннулировании результатов торгов.

По мнению проигравшего страховщика, цена контракта — определяющий критерий при выборе победителя. А победитель конкурса предложил большую цену, нежели заявитель. Страховая компания — заявитель посчитала, что, предложив наилучшие условия по критерию «наименьшая цена контракта» при одинаковых условиях по другим критериям, именно она должна была стать победителем открытого конкурса.

Антимонопольный орган с такой аргументацией согласился и выдал предписание об аннулировании торгов.

В свою очередь с решением об аннулировании торгов не согласился победитель и отправился в суд оспаривать решение антимонопольного органа. И нашел в суде поддержку.

По правилам ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.

Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, оговоренным в конкурсной документации. Критериями оценки заявок, в частности, могут быть функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг, срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, другие критерии в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (ч. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ).

В данном случае конкурсная комиссия оценивала заявки по следующим критериям:

  • цена государственного контракта;
  • качество услуг (закрепление штатных специалистов по обязательному личному страхованию за областным УВД в целях оказания консультаций застрахованным лицам (выгодоприобретателям) по возникающим у них вопросам);
  • возможность оперативно выгрузить данные и составить отчеты по запросу страхователя с представлением их в областное УВД в течение суток;
  • срок оказания услуг — количество дней для выплаты застрахованному лицу причитающихся страховых сумм со дня получения страховщиком документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате.


В ходе разбирательства суд признал, что доводы антимонопольного органа, что цена контракта является определяющим критерием для выбора победителя, не основаны на нормах Закона № 94-ФЗ. Он не устанавливает преимущества одних критериев оценки перед другими при проведении конкурса. Поэтому цена контракта лишь один из критериев определения победителя. А предложение наименьшей цены контракта не свидетельствует о том, что такая заявка предусматривает лучшие условия исполнения контракта.

Таким образом, исследовав заявки всех участников конкурса по каждому из названных критериев, конкурсная комиссия пришла к выводу, что все они содержат одинаковые условия исполнения контракта, и решила присвоить первый порядковый номер участнику, который первым подал заявку на участие в конкурсе.

Антимонопольный орган попытался оспорить законность присвоения порядковых номеров. Но суд и здесь развеял сомнения антимонопольщиков, сославшись на содержание конкурсной документации. В ней установлено, что на основании результатов оценки и сопоставления заявок по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Первый номер присваивается заявке, которая имеет наилучшие условия исполнения государственного контракта и которая по результатам оценки и сопоставления набрала наибольшее количество баллов. Если же в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается той заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.