Ситуация в российской экономике стабилизировалась в результате «пожарных» действий правительства, однако все глубинные причины падения ВВП сохраняются, считают эксперты. Выход из кризиса должен сопровождаться созданием новой модели экономики, косметический ремонт ее фасада даст лишь кратковременные результаты. Причем модернизацию, о которой так часто говорят лидеры страны, государство должно начать с себя.
России удалось достаточно быстро выйти из кризиса, отмечали участники экономического клуба «Экспертиза кризиса», заседание которого недавно состоялось в РИА «Новости» (подробности — на с. 4). «Нам удалось разными методами сбить температуру до 36 градусов, однако болезнь лишь ушла вглубь и будет время от времени проявляться „пузырями“», — подчеркивает исполнительный директор Института экономики переходного периода Сергей Приходько.
Кабинет министров поработал в «режиме пожарной команды», сумел предотвратить банковский кризис за счет вливания ликвидности в финансовую систему, считает руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич. Но в отличие от действий правительств многих других государств действия в России носили не ориентированный на развитие, а защитный характер.
Сейчас страна постепенно возвращается на прежнюю траекторию развития. «В экономике вновь назревает нездоровый перегрев — рост цен на нефть и приток иностранного капитала в виде внешних займов», — уверен руководитель ЭЭГ. Необходимо создавать новую модель роста, стимулировать приток прямых инвестиций, а не спекулятивного капитала, постепенно переходить к плавающему курсу валюты, но самое важное — активно заниматься совершенствованием государственных институтов.
«Руководству государства нужно формировать новую модель экономики, а не просто проводить модернизацию прежней системы, — вторит Е. Гурвичу научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. — Для этого, например, необходимо стимулировать сбережения домашних хозяйств, как это практикуется в Китае, где доля сбережений населения составляет около 50%».
Основной задачей для России остается повышение качества государственного управления. «У нас оно очень низкое, Россия по-прежнему во второй сотне в мировом рейтинге эффективности госуправления», — констатирует патриарх ВШЭ.
«Наиболее приоритетной задачей власти в посткризисный период должна стать реформа государственного управления», — уверен руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. Большинство решений о распределении ресурсов до кризиса принималось в рамках сложившейся взаимной зависимости государства и бизнеса. При такой системе решение о размещении ресурсов зависит не от конкурентоспособности предприятий, а от взаимоотношений бизнеса и власти, в том числе от коррупционной составляющей.
Административная реформа, начатая в 2004 г., привела к значительному изменению организационной структуры органов госуправления. Но прежними остались дух и стиль работы бюрократического аппарата. Реального разделения функций и ответственности между различными структурами власти не произошло. Именно поэтому возникла необходимость перезапуска административной реформы. Специальная комиссия под руководством главы ФАС России Игоря Артемьева сейчас занимается инвентаризацией функций госуправления, другая комиссия во главе с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым сосредоточилась на оптимизации содержания функций. Порядка 75 функций будет выполняться в электронном виде. Первой ласточкой стал Минсельхоз, инвентаризация функций которого уже началась. Оптимизация — это прежде всего выявление так называемых избыточных функций, то есть прав чиновников разрешать или запрещать любые действия бизнеса или местной власти по своему разумению. Это те самые права, которыми во всех министерствах и ведомствах умеют выгодно приторговывать и которые являются фундаментом величественного здания российской коррупции. Их надо максимально сократить, фундамент подточить, и здание в итоге разрушить.
Эксперты сошлись во мнении, что теперь главное — учесть ошибки прежней работы по реформированию госуправления, назначить ответственных за реализацию всех ее этапов. Ведь на инвентаризацию и оптимизацию функций госуправления уже потрачены немалые деньги. Если и сейчас четко не обозначить, как выражаются по этому поводу аналитики, героев, то бюджетные средства опять уйдут в никуда.
Прогноз основных показателей на краткосрочную перспективу
Индикаторы |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Реальный ВВП* |
5,6 |
–8,5 |
0,5 |
Номинальный ВВП, млрд руб. |
41 540 |
39 259 |
44 024 |
Выпуск промышленной продукции, в пост. ценах* |
2,1 |
–13,0 |
0,5 |
Оборот розничной торговли, в пост. ценах* |
13,0 |
–6,0 |
–0,5 |
Инвестиции в основной капитал, в пост. ценах* |
9,1 |
–24,0 |
–3,0 |
Реальные располагаемые доходы населения, в пост. ценах* |
2,7 |
–6,5 |
0,5 |
Среднемесячная заработная плата, долл. |
690 |
561 |
589 |
Индекс потребительских цен** |
13,3 |
11,0 |
10,0 |
Номинальный обменный курс*** |
29,4 |
32,2 |
34,1 |
Денежная масса M2 (в национальном определении)**** |
1,7 |
11,0 |
17,0 |
Баланс федерального бюджета***** |
4,1 |
–8,0 |
–7,0 |
* В % к соответствующему периоду предыдущего года.
** В % на конец периода к декабрю предыдущего года.
*** Руб./долл. на конец периода.
**** В % на конец периода к декабрю предыдущего года.
***** % ВВП.
Источник: ЭЭГ