Сегодня каждая компания стремится выйти из кризисной ситуации и сделать свою деятельность эффективной. Не последнюю роль в этом играет логистика. Именно она помогает увязать различные направления деятельности и наиболее оптимально интегрировать их.
На Первом Европейском конгрессе по логистике, проходившем в Берлине в 1974 г., логистика получила определение науки о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
По словам Валентины Дыбской, д.э.н., профессора ГУ — ВШЭ, основная задача логистики — интеграция и синхронизация планов и бизнес-процессов в цепи поставок, создание единой информационной платформы. На этой основе решаются проблемы межфункциональной и межорганизационной логистической координации, интегрированного управления запасами, кооперации и взаимодействия между поставщиками и потребителями.
По данным Федерального ведомства внешней торговли, объем рынка логистических услуг в России до кризиса составлял 35—40 млрд долл. В логистике работало свыше 6500 предприятий, и на среднесрочную перспективу потенциал оценивался в 120 млрд долл. Это был один из наиболее динамично и быстро развивающихся рынков с ежегодным приростом, по различным оценкам, от 20 до 30%.
Кризис спровоцировал значительное падение грузопотоков. В частности, снижение в сегменте складских услуг в 2009 г. по сравнению с 2007 г. составило 50%. Заметно уменьшилась загруженность складов класса А и В и увеличилась загруженность складов класса С. Снижаются как минимум на 15—30% ценовые диапазоны различных логистических услуг.
Положительные перспективы
Аналитики полагают, что, несмотря на кризис, рынок в целом находится в фазе роста и развития.
Наиболее динамично в России сейчас развиваются простые логистические операции: перевозка и экспедирование грузов всеми видами транспорта.
Сложным комплексным логистическим услугам, например интеграции и управлению цепями поставок от производителя к конечному потребителю, провайдеры уделяют значительно меньше внимания. Но наблюдается и тенденция к увеличению оказания более сложных услуг. Основным препятствием, сдерживающим процесс роста рынка логистических услуг, служит отсутствие в регионах качественной инфраструктуры.
Позитивно оценивают перспективы российской логистики и зарубежные эксперты. В частности, Алекс Павул, директор по европейским операциям компании «Акселос» (США), считает, что российский рынок для логистических компаний и сегодня один из самых перспективных в Европе. И это несмотря на то, что с началом рецессии ситуация в 2009 г. в России ухудшилась довольно быстро, в секторе транспорта и логистики недостаток инвестиций привел к ослаблению инфраструктуры. Во всем мире в период экономических трудностей по сравнению с другими отраслями растет 3PL-бизнес. Если в России 3PL-операторы сумеют повысить качество и снизить стоимость услуг, то их рост обеспечен прежде всего за счет увеличения количества клиентов.
Антикризисные стратегии
В необходимости разработки антикризисной стратегии никто не сомневается. Причем она нужна всем участникам рынка логистических услуг — и их поставщикам, и потребителям.
Основой разработки антикризисной рыночной стратегии могут служить маркетинговые исследования. Для этого надо провести ряд мероприятий, например:
-
комплексный анализ макроэкономической ситуации, определение степени влияния кризисных факторов на рынок;
-
выявление основных угроз и возможностей;
-
оценку вариантов и сценариев развития рынка в условиях экономического спада;
-
выделение сильных и слабых сторон компании и ее внутренних возможностей в условиях кризиса.
Кроме того, целесообразно разработать оптимальную маркетинговую стратегию, позволяющую компании остаться на плаву и выйти из кризисной ситуации с минимальными потерями.
На этом этапе следует:
переориентировать деятельность компании в соответствии с изменившейся ситуацией (обозначить приоритеты с выделением наиболее прибыльных направлений деятельности и рыночных сегментов, оптимизировать позиционирование компании, продуктовую и ценовую политику);
разработать конкурентные стратегии компании (выделить основные конкурентные преимущества компании, выявить сильные и слабые стороны конкурентов, разработать стратегию предупреждения потенциальных угроз и использования недостатков конкурентов для укрепления своих рыночных позиций).
Необходимо учитывать, какие задачи маркетинга в период кризиса наиболее востребованны (см. таблицу).
По мнению Юлии Кисловой, руководителя В2В-проектов ИТКОР, антикризисная рыночная стратегия компании, разработанная на основе результатов маркетинговых исследований, позволяет четко понять текущую ситуацию на рынке и сценарии дальнейшего развития, проводить оценку ресурсов и возможностей компании для выхода из кризиса и работы в новых условиях.
Логистика для всех
Исходя из определения логистики ее можно считать системой управления затратами всего предприятия в цепочке товародвижения. Именно сейчас контроль затрат приобретает первостепенное значение.
Логистика является интегрирующей и координирующей системой. Ей необходим процессный подход к организации работы, которая подразделяется на отдельные операции. В результате появляются технологические карты, регламенты процессов, функциональные инструкции для персонала.
Отслеживая и контролируя затраты предприятия в цепочке товародвижения, можно ими управлять и при необходимости оптимизировать.
«Оптимизация затрат предприятия в целом — одна из задач логистики, — утверждает эксперт в области логистики Николай Лобанов. — А это значит, что логистический подход должен иметь экономическое обоснование по всей технологической цепочке бизнес-процессов, рассматривать нормируемые затраты на каждый процесс и на все процессы вместе. Основой для оптимизации затрат должна быть грамотная система нормативов по каждой операции, по каждому процессу с конкретными нормами времени по ним».
Новые логистические технологии практически невозможно внедрить без использования современных ИТ-систем. Но их эффективность, считает Н. Лобанов, зависит от настройки алгоритма и адаптации его к бизнес-процессам конкретного предприятия. Логист создает модель компании — формализованный алгоритм, необходимый для успешного внедрения любой системы. Именно благодаря тому, что система управления предприятием становится прозрачной и планируемой, логистика серьезно помогает предприятию повысить управление затратами, что в целом способно в разы повысить рентабельность компании.
К сведению
Лишь 50% транспортно-экспедиторских компаний и 43,8% складских операторов обеспечивают экспедирование грузов, причем только 40% транспортно-экспедиторских компаний предоставляют одну из основных логистических услуг — услугу интермодальных перевозок.
Обработку и упаковку грузов обеспечивают 87,5% складских операторов и 40% транспортно-экспедиторских компаний.
В России развиты транспортные логистические услуги, такие как экспедиторские, автомобильные перевозки, ж/д перевозки, авиаперевозки. Услуги складирования находятся в числе проблемных (например, упаковка грузов, хранение, обработка), а сопровождающие услуги (консультирование, страхование, оптимизация грузопотоков, управление заказами) — на стадии развития и усовершенствования.
Источник: ИТКОР
Маркетинг в период кризиса
Наиболее востребованные задачи |
Наименее востребованные задачи |
• Оценка уровня и объема потребления отдельных товаров и товарных групп на краткосрочную и среднесрочную перспективу • Отслеживание ценовых колебаний на рынке • Анализ действий и мероприятий конкурентов • Поиск новых и перспективных рыночных ниш для диверсификации бизнеса • Создание информационной базы для разработки антикризисной рыночной стратегии компании |
• Оценка уровня лояльности к компании и торговой марке • Исследование и анализ уровня эффективности рекламы • Исследование и анализ уровня сервиса компании • Маркетинговые исследования, связанные с выведением нового продукта/услуги/марки на рынок |
Источник: ИТКОР
Справка
3PL (Third Party Logistics) — логистика для третьей стороны (логистический аутсорсинг), подразумевающий передачу части или всех функций в области логистических услуг, которые выходят за пределы простой транспортировки грузов, третьей стороне, являющейся провайдером логистических услуг, или 3PL–оператором.