Интегрирующая и координирующая система

| статьи | печать

Сегодня каждая компания стремится выйти из кризисной ситуации и сделать свою деятельность эффективной. Не последнюю роль в этом играет логистика. Именно она помогает увязать различные направления деятельности и наиболее оптимально интегрировать их.

На Первом Европейском конгрессе по логистике, проходившем в Берлине в 1974 г., логистика получила определение науки о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

По словам Валентины Дыбской, д.э.н., профессора ГУ — ВШЭ, основная задача логистики — интеграция и синхронизация планов и бизнес-процессов в цепи поставок, создание единой информационной платформы. На этой основе решаются проблемы межфункциональной и межорганизационной логистической координации, интегрированного управления запасами, кооперации и взаимодействия между поставщиками и потребителями.

По данным Федерального ведомства внешней торговли, объем рынка логистических услуг в России до кризиса составлял 35—40 млрд долл. В логистике работало свыше 6500 предприятий, и на среднесрочную перспективу потенциал оценивался в 120 млрд долл. Это был один из наиболее динамично и быстро развивающихся рынков с ежегодным приростом, по различным оценкам, от 20 до 30%.

Кризис спровоцировал значительное падение грузопотоков. В частности, снижение в сегменте складских услуг в 2009 г. по сравнению с 2007 г. составило 50%. Заметно уменьшилась загруженность складов класса А и В и увеличилась загруженность складов класса С. Снижаются как минимум на 15—30% ценовые диапазоны различных логистических услуг.

Положительные перспективы

Аналитики полагают, что, несмотря на кризис, рынок в целом находится в фазе роста и развития.

Наиболее динамично в России сейчас развиваются простые логистические операции: перевозка и экспедирование грузов всеми видами транспорта.

Сложным комплексным логистическим услугам, например интеграции и управлению цепями поставок от производителя к конечному потребителю, провайдеры уделяют значительно меньше внимания. Но наблюдается и тенденция к увеличению оказания более сложных услуг. Основным препятствием, сдерживающим процесс роста рынка логистических услуг, служит отсутствие в регионах качественной инфраструктуры.

Позитивно оценивают перспективы российской логистики и зарубежные эксперты. В частности, Алекс Павул, директор по европейским операциям компании «Акселос» (США), считает, что российский рынок для логистических компаний и сегодня один из самых перспективных в Европе. И это несмотря на то, что с началом рецессии ситуация в 2009 г. в России ухудшилась довольно быстро, в секторе транспорта и логистики недостаток инвестиций привел к ослаблению инфраструктуры. Во всем мире в период экономических трудностей по сравнению с другими отраслями растет 3PL-бизнес. Если в России 3PL-операторы сумеют повысить качество и снизить стоимость услуг, то их рост обеспечен прежде всего за счет увеличения количества клиентов.

Антикризисные стратегии

В необходимости разработки антикризисной стратегии никто не сомневается. Причем она нужна всем участникам рынка логистических услуг — и их поставщикам, и потребителям.

Основой разработки антикризисной рыночной стратегии могут служить маркетинговые исследования. Для этого надо провести ряд мероприятий, например:

  • комплексный анализ макроэкономической ситуации, определение степени влияния кризисных факторов на рынок;
  • выявление основных угроз и возможностей;
  • оценку вариантов и сценариев развития рынка в условиях экономического спада;
  • выделение сильных и слабых сторон компании и ее внутренних возможностей в условиях кризиса.

Кроме того, целесообразно разработать оптимальную маркетинговую стратегию, позволяющую компании остаться на плаву и выйти из кризисной ситуации с минимальными потерями.

На этом этапе следует:

переориентировать деятельность компании в соответствии с изменившейся ситуацией (обозначить приоритеты с выделением наиболее прибыльных направлений деятельности и рыночных сегментов, оптимизировать позиционирование компании, продуктовую и ценовую политику);

разработать конкурентные стратегии компании (выделить основные конкурентные преимущества компании, выявить сильные и слабые стороны конкурентов, разработать стратегию предупреждения потенциальных угроз и использования недостатков конкурентов для укрепления своих рыночных позиций).

Необходимо учитывать, какие задачи маркетинга в период кризиса наиболее востребованны (см. таблицу).

По мнению Юлии Кисловой, руководителя В2В-проектов ИТКОР, антикризисная рыночная стратегия компании, разработанная на основе результатов маркетинговых исследований, позволяет четко понять текущую ситуацию на рынке и сценарии дальнейшего развития, проводить оценку ресурсов и возможностей компании для выхода из кризиса и работы в новых условиях.

Логистика для всех

Исходя из определения логистики ее можно считать системой управления затратами всего предприятия в цепочке товародвижения. Именно сейчас контроль затрат приобретает первостепенное значение.

Логистика является интегрирующей и координирующей системой. Ей необходим процессный подход к организации работы, которая подразделяется на отдельные операции. В результате появляются технологические карты, регламенты процессов, функциональные инструкции для персонала.

Отслеживая и контролируя затраты предприятия в цепочке товародвижения, можно ими управлять и при необходимости оптимизировать.

«Оптимизация затрат предприятия в целом — одна из задач логистики, — утверждает эксперт в области логистики Николай Лобанов. — А это значит, что логистический подход должен иметь экономическое обоснование по всей технологической цепочке бизнес-процессов, рассматривать нормируемые затраты на каждый процесс и на все процессы вместе. Основой для оптимизации затрат должна быть грамотная система нормативов по каждой операции, по каждому процессу с конкретными нормами времени по ним».

Новые логистические технологии практически невозможно внедрить без использования современных ИТ-систем. Но их эффективность, считает Н. Лобанов, зависит от настройки алгоритма и адаптации его к бизнес-процессам конкретного предприятия. Логист создает модель компании — формализованный алгоритм, необходимый для успешного внедрения любой системы. Именно благодаря тому, что система управления предприятием становится прозрачной и планируемой, логистика серьезно помогает предприятию повысить управление затратами, что в целом способно в разы повысить рентабельность компании.

К сведению

Лишь 50% транспортно-экспедиторских компаний и 43,8% складских операторов обеспечивают экспедирование грузов, причем только 40% транспортно-экспедиторских компаний предоставляют одну из основных логистических услуг — услугу интермодальных перевозок.

Обработку и упаковку грузов обеспечивают 87,5% складских операторов и 40% транспортно-экспедиторских компаний.

В России развиты транспортные логистические услуги, такие как экспедиторские, автомобильные перевозки, ж/д перевозки, авиаперевозки. Услуги складирования находятся в числе проблемных (например, упаковка грузов, хранение, обработка), а сопровождающие услуги (консультирование, страхование, оптимизация грузопотоков, управление заказами) — на стадии развития и усовершенствования.

Источник: ИТКОР

Маркетинг в период кризиса

Наиболее востребованные задачи

Наименее востребованные задачи

• Оценка уровня и объема потребления отдельных товаров и товарных групп на краткосрочную и среднесрочную перспективу

• Отслеживание ценовых колебаний на рынке

• Анализ действий и мероприятий конкурентов

• Поиск новых и перспективных рыночных ниш для диверсификации бизнеса

• Создание информационной базы для разработки антикризисной рыночной стратегии компании

• Оценка уровня лояльности к компании и торговой марке

• Исследование и анализ уровня эффективности рекламы

• Исследование и анализ уровня сервиса компании

• Маркетинговые исследования, связанные с выведением нового продукта/услуги/марки на рынок

Источник: ИТКОР

Справка

3PL (Third Party Logistics) — логистика для третьей стороны (логистический аутсорсинг), подразумевающий передачу части или всех функций в области логистических услуг, которые выходят за пределы простой транспортировки грузов, третьей стороне, являющейся провайдером логистических услуг, или 3PL–оператором.