Новости («Малая бухгалтерия», № 01, 2010 г.)

| статьи | печать

Обучение охране труда

С 1 января 2010 г. Минздравсоцразвития России не будет проводить за счет ФСС России обучение по охране труда отдельных категорий работников компаний. Нормы о том, что работодатели обязаны направлять работников на такое обучение, а ФСС России — финансировать его, исключены из Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Федеральным законом от 28.11.2009 № 295-ФЗ.

Обучать застрахованных (работников) безопасным методам и приемам работы страхователи (работодатели) должны без отрыва от производства за счет собственных средств. Это установлено Трудовым кодексом РФ (ст. 212, 219 и 225) и подп. 11 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

Продление сроков для платежных агентов

Срок, в течение которого владельцы платежных терминалов по приему платежей у граждан могут использовать терминалы, не оборудованные контрольно-кассовой техникой, продлен с 1 января до 1 апреля 2010 г.

Применять ККТ, не соответствующую требованиям Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», которая включена в Государственный реестр до 1 января 2010 г., разрешено до 2014 г. при условии ее регистрации в налоговых органах до 1 января 2011 г.

Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 28.11.2009 № 289-ФЗ и вступили в силу с 1 декабря 2009 г.

Освобождение от НДФЛ

Федеральным законом от 25.11.2009 № 276-ФЗ внесены изменения в ст. 217 НК РФ и Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, согласно которым с 1 января 2010  г. компенсационные выплаты спортивным судьям освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами во внебюджетные
фонды.

Речь идет о компенсационных выплатах судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых для участия в спортивных соревнованиях, в размере, установленном организаторами физкультурных или спортивных мероприятий.

КБК по социальному страхованию

Федеральным законом от 25.11.2009 № 272-ФЗ установлены коды бюджетной классификации, на которые с 2010 г. страхователи обязаны перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Со следующего года администратором страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование будет Пенсионный фонд. Страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии будут перечисляться на КБК 392 1 02 02010 06 0000 160, а на выплату накопительной части трудовой пенсии — на КБК 392 1 02 02020 06 0000 160.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в федеральный бюджет, перечисляются на КБК 392 1 02 02100 08 0000 160.

Администрировать страховые взносы на обязательное социальное страхование будет ФСС России. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечисляются на КБК 393 1 02 02050 07 0000 160, а на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — на КБК 393 1 02 02090 07 0000 160.

Об уважительных причинах пропуска срока обращения за пособиями

В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ, внесены изменения в приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 74 «Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам». Утвержденный перечень уважительных причин теперь также будет распространяться и на ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Соответствующие изменения внесены приказом Минздравсоцразвития России от 05.10.2009 № 813н. Документ зарегистрирован в Минюсте России 15.10.2009 № 15107, вступает в силу с 1 января 2010 г.

Единые перечни продукции

Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. До принятия соответствующих регламентов обязательному подтверждению соответствия подлежит продукция, поименованная в утвержденных правительством перечнях.

Так постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Документ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования.

Проверки чаще одного раза в три года

Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 утвержден перечень видов деятельности, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки могут проводиться чаще чем один раз в три года.

Особые правила проведения проверок касаются деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и в социальной сфере.

В частности, проверки организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют розничную торговлю лекарственными средствами, а также изготовление в аптеках лекарственных средств, органы Росздравнадзора могут проводить не чаще одного раза в год. Тех, кто занимается оптовой торговлей лекарственными средствами, смогут проверять не чаще одного раза в два года.

Плановые проверки компаний, предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания, пожарным и Санэпиднадзору разрешено проводить один раз в год, а Росздравнадзору — один раз в два года.

Кроме того, лимиты на проведение плановых проверок установлены в отношении услуг по оказанию скорой, амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи, дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, а также деятельности детских лагерей.

Документ вступил в силу 5 декабря 2009 г.

Возмещение вреда, причиняемого автодорогам

Правительство РФ постановлением от 16.11.2009 № 934 установило, что вред, причиняемый автодорогам тяжелым транспортом, будут возмещать его владельцы при оформлении специального разрешения на движение. Новые правила предназначены для расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении федеральных, региональных, местных и частных дорог. Ее размер будет рассчитываться по каждому участку дороги, где проходит маршрут, по специальной формуле.

Документ вступил в силу 2 декабря 2009 г.

Госпошлина за регистрацию прав на недвижимость

За государственную регистрацию прав и договоров об отчуждении недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством (п. 1 ст. 11 и п. 5 ст. 18 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина физическими лицами в размере 500 руб., юридическими лицами — 7500 руб.

Пунктом 2 ст. 333.18 НК РФ предусмотрено, что, в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратилось несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 «Государственная пошлина», государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Соответственно при государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество на основании договора купли-продажи производит покупатель, у которого возникает право на приобретаемое жилое помещение.

За государственную регистрацию договора купли-продажи жилого помещения государственная пошлина уплачивается обеими сторонами договора.

Таким образом, при оформлении сделки по отчуждению жилого помещения организацией физическому лицу размер государственной пошлины для организации составит 3750 руб. (7500 руб. разделить на две стороны договора купли-продажи), а для физического лица составит 750 руб. (500 руб. — за регистрацию права собственности; 250 руб. — за регистрацию договора купли-продажи).

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 45, 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27.11.2009 № 03-05-05-03/20.

Представление декларации специализированной организацией

Минфин России в письме от 27.11.2009 № 03-02/07/1-523 сообщает, что положениями п. 1 и 3 ст.  26 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой ему в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

В качестве уполномоченного представителя может выступать как руководитель организации, осуществляющей ведение бухгалтерского и налогового учета организации-налогоплательщика, так и иное лицо, если в соответствии со ст. 185—189 ГК РФ доверенность на право подписи налоговой декларации (расчета) выдана на имя руководителя указанной специализированной организации с правом передоверия другому лицу.

В этом случае при представлении в налоговый орган налоговой декларации (расчета) организации-налогоплательщика к ней следует прикладывать как документ, подтверждающий полномочия руководителя организации, осуществляющей ведение бухгалтерского и налогового учета организации-налогоплательщика, на подписание налоговой декларации (расчета), так и полномочия конкретного физического лица, подписавшего декларацию, которому передоверено право подписи налоговой декларации (расчета) организации-налогоплательщика.

«Первичку» можно заверять ЭЦП

Использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) в электронных документах, при соблюдении которых ЭЦП в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Действие указанного закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях (п. 2 ст. 1 Закона № 1-ФЗ).

Статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, составленными по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

Учитывая изложенное, финансовое ведомство полагает, что, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, первичные документы, документы бухгалтерского и налогового учета могут составляться в электронном виде и заверяться ЭЦП лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, при соблюдении условий, установленных Законом № 1-ФЗ.

Об этом говорится в письме Минфина России от 26.11.2009 № 03-02-08/85.