Потребительские ожидания устойчиво растут

| статьи | печать

Росстат выявил, что в последнем квартале 2009 г., как и в течение двух предыдущих, потребительские ожидания россиян продолжили рост. Это должно обнадеживать бизнес, работающий на потребительский рынок. Но потребительская уверенность населения поднялась лишь до уровня этого же квартала прошлого года, а до значений докризисного времени неблизко.

Общий потребительский настрой россиян Росстат отражает через индекс потребительской уверенности. После крутого падения до –35% на рубеже 2008—2009 гг. в прошлом квартале он отыграл еще 5 п.п. и поднялся до –20% — ровно столько было в IV квартале 2009-го. Как видно из диаграммы, восхождение индекса происходит уверенно, но не так стремительно, как падение.

Возросли и все пять частных индексов, на основе которых выводится обобщающий индекс потребительской уверенности. Ожидания, как всегда, выше оценок произошедших изменений. Отметим, однако, что оценки изменений за год кризиса в личном материальном положении менее драматичны, чем взгляды населения на то, что случилось с российской экономикой.

Правда, и индекс изменений в экономике России восстанавливается динамичнее: за прошлый квартал он увеличился на
11 п.п. —до –31%. Напомним, что самой нижней точки — –55% — он достиг в I квартале минувшего года. Индекс ожидаемых изменений в экономике в наступившем году подрос в IV квартале на
5 п.п. — до –5%.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении поднялся в последнем квартале 2009-го всего на 3 п.п. — до –23%. На столько же увеличился за этот период и индекс ожидаемых изменений собственного достатка, но конечная цель ожиданий намного круче — –7%. Для сравнения: в I квартале, на пике падения, этот индекс был на 19 п.п. ниже. Большинство респондентов (52%) считают, что в ближайшие 12 месяцев их материальное положение не изменится. Такой же была их доля и кварталом раньше. Можно говорить об адаптации россиян к кризису и стабилизации их внутреннего состояния.

Производителей и продавцов габаритных недешевых потребительских товаров особенно волнует пятый из частных индексов — благоприятность условий для крупных покупок. Он составил не самые оптимистичные –34% и за IV квартал прибавил 3 п.п., но это на 11 п.п. выше его минимального значения в 1-м полугодии 2009-го. Заметим, что если остальные четыре индекса начали подъем со дна падения уже с II квартала, то этот — с III. То есть восстановление условий для крупных покупок идет достаточно консервативно.

Еще консервативнее индекс, не входящий в обобщающий, но важный для банков, — благоприятность условий для сбережений. Он тоже начал восхождение только с 2-го полугодия и, набрав 9 п.п., достиг самой низкой отметки среди всех индексов — –51%. Сберегать большинству граждан особо нечего. А если и есть что, то цели сбережений за год кризиса радикально изменились. Кризис явно ударил по среднему классу. Такие радости, как благоустройство жилья, покупка автомобиля, отдых и торжества, ушли на третий план: доля откладывающих на это респондентов сократилась в 2,5 раза. Наоборот, доля желающих поправить здоровье увеличилась в 2,8 раза. Актуальнее стала покупка подешевевшей недвижимости. По удельному весу имеющих средства, но по головам — вряд ли.

Таблица 1

Цели накопления сбережений (% к общему числу респондентов, делающих сбережения)

IV квартал 2009 г.

III
квартал 2009 г.

Справочно IV квартал 2008 г.

Лечение

29,8

30,0

10,7

Покупка недвижимости

28,1

24,9

15,6

Образование (включая обучение детей)

13,3

14,2

9,7

Благоустройство жилья, покупка автомобиля, отдых, торжества

15,3

16,5

38,5

На старость, на черный день и др.

11,9

12,4

17,5

Помощь родным и близким

1,6

2,0

8,0

Источник: Росстат

Таблица 2

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС в 2009 г.*

Страна

Август

Ноябрь

Россия

–25,0

–20,0

Австрия

–7,4

–2,9

Бельгия

–10,4

–9,5

Болгария

–40,3

–42,3

Великобритания

–16,2

–8,3

Венгрия

–57,1

–50,6

Германия

–22,6

–18,5

Греция

–45,3

–37,6

Дания

8,0

7,3

Испания

–19,9

–20,7

Италия

–15,0

–16,6

Кипр

–38,2

–37,7

Латвия

–53,8

–49,2

Литва

–48,4

–48,6

Люксембург

–7,9

–4,4

Мальта

–30,1

–32,1

Нидерланды

–11,9

–5,5

Польша

–20,1

–25,4

Португалия

–31,4

–30,1

Румыния

–45,9

–49,8

Словакия

–27,4

–31,5

Словения

–34,3

–21,0

Финляндия

8,2

11,9

Франция

–32,1

–18,1

Чехия

–16,6

–7,9

Швеция

11,8

17,1

Эстония

–25,1

–14,2

* По всем странам, кроме России, источник информации — электронная база данных Евростата.

Источник: Росстат