Росстат выявил, что в последнем квартале 2009 г., как и в течение двух предыдущих, потребительские ожидания россиян продолжили рост. Это должно обнадеживать бизнес, работающий на потребительский рынок. Но потребительская уверенность населения поднялась лишь до уровня этого же квартала прошлого года, а до значений докризисного времени неблизко.
Общий потребительский настрой россиян Росстат отражает через индекс потребительской уверенности. После крутого падения до –35% на рубеже 2008—2009 гг. в прошлом квартале он отыграл еще 5 п.п. и поднялся до –20% — ровно столько было в IV квартале 2009-го. Как видно из диаграммы, восхождение индекса происходит уверенно, но не так стремительно, как падение.
Возросли и все пять частных индексов, на основе которых выводится обобщающий индекс потребительской уверенности. Ожидания, как всегда, выше оценок произошедших изменений. Отметим, однако, что оценки изменений за год кризиса в личном материальном положении менее драматичны, чем взгляды населения на то, что случилось с российской экономикой.
Правда, и индекс изменений в экономике России восстанавливается динамичнее: за прошлый квартал он увеличился на
11 п.п. —до –31%. Напомним, что самой нижней точки — –55% — он достиг в I квартале минувшего года. Индекс ожидаемых изменений в экономике в наступившем году подрос в IV квартале на
5 п.п. — до –5%.
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении поднялся в последнем квартале 2009-го всего на 3 п.п. — до –23%. На столько же увеличился за этот период и индекс ожидаемых изменений собственного достатка, но конечная цель ожиданий намного круче — –7%. Для сравнения: в I квартале, на пике падения, этот индекс был на 19 п.п. ниже. Большинство респондентов (52%) считают, что в ближайшие 12 месяцев их материальное положение не изменится. Такой же была их доля и кварталом раньше. Можно говорить об адаптации россиян к кризису и стабилизации их внутреннего состояния.
Производителей и продавцов габаритных недешевых потребительских товаров особенно волнует пятый из частных индексов — благоприятность условий для крупных покупок. Он составил не самые оптимистичные –34% и за IV квартал прибавил 3 п.п., но это на 11 п.п. выше его минимального значения в 1-м полугодии 2009-го. Заметим, что если остальные четыре индекса начали подъем со дна падения уже с II квартала, то этот — с III. То есть восстановление условий для крупных покупок идет достаточно консервативно.
Еще консервативнее индекс, не входящий в обобщающий, но важный для банков, — благоприятность условий для сбережений. Он тоже начал восхождение только с 2-го полугодия и, набрав 9 п.п., достиг самой низкой отметки среди всех индексов — –51%. Сберегать большинству граждан особо нечего. А если и есть что, то цели сбережений за год кризиса радикально изменились. Кризис явно ударил по среднему классу. Такие радости, как благоустройство жилья, покупка автомобиля, отдых и торжества, ушли на третий план: доля откладывающих на это респондентов сократилась в 2,5 раза. Наоборот, доля желающих поправить здоровье увеличилась в 2,8 раза. Актуальнее стала покупка подешевевшей недвижимости. По удельному весу имеющих средства, но по головам — вряд ли.
Таблица 1
Цели накопления сбережений (% к общему числу респондентов, делающих сбережения)
IV квартал 2009 г. |
III
|
Справочно IV квартал 2008 г. | |
Лечение |
29,8 |
30,0 |
10,7 |
Покупка недвижимости |
28,1 |
24,9 |
15,6 |
Образование (включая обучение детей) |
13,3 |
14,2 |
9,7 |
Благоустройство жилья, покупка автомобиля, отдых, торжества |
15,3 |
16,5 |
38,5 |
На старость, на черный день и др. |
11,9 |
12,4 |
17,5 |
Помощь родным и близким |
1,6 |
2,0 |
8,0 |
Источник: Росстат
Таблица 2
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС в 2009 г.*
Страна |
Август |
Ноябрь |
Россия |
–25,0 |
–20,0 |
Австрия |
–7,4 |
–2,9 |
Бельгия |
–10,4 |
–9,5 |
Болгария |
–40,3 |
–42,3 |
Великобритания |
–16,2 |
–8,3 |
Венгрия |
–57,1 |
–50,6 |
Германия |
–22,6 |
–18,5 |
Греция |
–45,3 |
–37,6 |
Дания |
8,0 |
7,3 |
Испания |
–19,9 |
–20,7 |
Италия |
–15,0 |
–16,6 |
Кипр |
–38,2 |
–37,7 |
Латвия |
–53,8 |
–49,2 |
Литва |
–48,4 |
–48,6 |
Люксембург |
–7,9 |
–4,4 |
Мальта |
–30,1 |
–32,1 |
Нидерланды |
–11,9 |
–5,5 |
Польша |
–20,1 |
–25,4 |
Португалия |
–31,4 |
–30,1 |
Румыния |
–45,9 |
–49,8 |
Словакия |
–27,4 |
–31,5 |
Словения |
–34,3 |
–21,0 |
Финляндия |
8,2 |
11,9 |
Франция |
–32,1 |
–18,1 |
Чехия |
–16,6 |
–7,9 |
Швеция |
11,8 |
17,1 |
Эстония |
–25,1 |
–14,2 |
* По всем странам, кроме России, источник информации — электронная база данных Евростата.
Источник: Росстат