Минфин России Приказом от 30.12.2005 № 167н утвердил форму Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — Книга учета), а также порядок ее заполнения.
Попытка № 2, или ВАС Минфину не указ
Главное новшество, которое ждет бухгалтеров в связи с введением новой формы, — это включенные в нее графы «Доходы — всего» и «Расходы — всего».
Эти графы в форму Книги учета налоговики уже включали (см. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 26.03.2003 № БГ-3-22/135 «О внесении изменений и дополнений в Приложение № 1 «Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» и в Приложение № 2 «Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» к Приказу МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606»). Однако решениями ВАС РФ от 22.01.04 № 14770/03 и от 08.09.04 № 9352/04 практика, при которой «упрощенцы» учитывали абсолютно все свои доходы и расходы, была признана не соответствующей положениям ст. 346.24 НК РФ, поскольку эта статья обязывает вести налоговый учет только тех доходов и расходов, которые необходимы для исчисления налоговой базы по единому налогу. В результате Приказ МНС России от 26.03.2003 № БГ-3-22/135, вводивший в форму Книги учета графы «Доходы — всего» и «Расходы — всего», был признан недействующим.
Казалось бы, после вынесения высшим арбитражным органом этих решений вопрос должен быть исчерпан. Но специалисты Министерства финансов, как выяснилось, придерживаются другой точки зрения.
Необходимость возврата в Книгу учета граф «Доходы — всего» и «Расходы — всего» они обосновывают тем, что с 01.01.2006 Законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ в новой редакции была изложена ст. 346.17 НК РФ, которая устанавливает порядок признания доходов и расходов. Согласно действующей редакции расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере их реализации. Таким образом, для признания стоимости таких товаров расходами теперь недостаточно просто принять их к учету и оплатить. Необходимо еще и документально зафиксировать факт их реализации. По светлым замыслам работников Минфина это должно происходить следующим образом. Стоимость товаров, приобретенных для перепродажи, должна заноситься в графу «Расходы — всего» и по мере их реализации списываться в графу «в т. ч. расходы, учитываемые при исчислении единого налога».
Впрочем, такая позиция является, мягко говоря, спорной, ведь ст. 346.24 НК РФ по-прежнему обязывает всех, кто применяет УСН, вносить в Книгу учета только доходы и расходы, необходимые для исчисления налоговой базы. Так что не исключено, что новоиспеченная форма повторит судьбу своей предшественницы, введенной Приказом № БГ-3-22/135.
Две книги учета за один год
В Приказе Минфина России от 30.12.2005 № 167н дата его введения в действие не указана. Формально это означает, что названный Приказ вступит в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»). В то же время налоговым периодом для уплаты единого налога, для исчисления базы которого необходима Книга учета, признается календарный год, который, как известно, начинается 1 января (п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Налицо противоречие норм законодательства. Эта правовая коллизия приводит к реальной проблеме, когда нужно начать вести Книгу учета по новой форме? С момента официальной публикации Приказа Минфина РФ от 30.12.2005 № 167н или задним числом — с 01.01.2006?
Для того чтобы избежать споров с налоговыми органами, «упрощенцам» можно порекомендовать зарегистрировать Книгу учета, составленную по новой форме, в налоговой инспекции. После этого надо перенести в нее все записи из Книги учета за 2006 год, которую налогоплательщик вел с начала 2006 года по старой форме. Вероятно, такой же позиции будут придерживаться и налоговые органы.
Тем же налогоплательщикам, которые по каким-либо причинам не согласятся с тем, чтобы задним числом учитывать все свои доходы и расходы, нужно быть готовым к тому, что свою правоту им придется доказывать в суде. Им можно посоветовать в обоснование своей позиции ссылаться на уже упомянутый Указ Президента РФ № 763.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, которые каким-либо образом ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. А возложение на налогоплательщика новой обязанности (по учету всех доходов и расходов) следует трактовать как ухудшение его положения. Наконец, согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Хотя приказы Минфина не относятся к законодательству о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК РФ), мы полагаем, что эти принципы по аналогии должны распространяться и на них.