С 1 января 2010 г. минимальная таможенная стоимость ввозимой в Россию обуви увеличена в два раза. Чтобы пройти таможенный контроль, ботинки, импортируемые из Европы и США, нужно декларировать по цене не меньше чем 30 долл. за пару, из Китая — не меньше чем 21 долл. за пару. По прогнозам экспертов, из-за новых правил весной этого года потребительские цены на обувь возрастут на 10—15%.
Указание увеличить минимальный ценовой порог для поступающей из-за границы обуви Федеральная таможенная служба дала в документе под грифом «Для служебного пользования». Хотя так называемый профиль риска не является официальным запретом, согласно внутренним правилам ведомства товары, стоимость которых ниже установленной, не должны попадать на территорию России. К нарушителям будут применять меры усиленного таможенного контроля до тех пор, пока они не повысят указанную в документах цену до требуемого уровня. Остановить таможенников может предписание суда, однако, учитывая сезонность товара, импортерам не выгодно ввязываться в долгие разбирательства. Проще учесть возникшие на границе дополнительные издержки в потребительской цене товара.
Таким образом, минимальная таможенная пошлина, которая сейчас составляет 10%, на обувь из Китая равняется 2 долл., а из Европы — 3 долл. Около года назад за увеличение пошлин ратовал Российский союз кожевников и обувщиков в официальном письме к председателю правительства Владимиру Путину (объединяет 50 предприятий). В случае повышения импортных пошлин на обувь профессиональное сообщество обещало утроить объемы выпуска продукции в течение ближайших двух лет. «У нас есть фабрики, технологии, системы дистрибуции. Высокие пошлины при жестком администрировании снизят колоссальный импорт и позволят предприятиям реально увеличить объемы выпуска и продаж», — говорилось в обращении к председателю российского правительства.
Интересно, что в оппозицию Российскому союзу кожевников и обувщиков встало другое отраслевое сообщество — Национальный обувной союз (НОБС). НОБС, который объединяет 60 компаний — участников рынка, также написал письмо В. Путину, но с другой просьбой — снизить минимальную таможенную стоимость до 7%, но не менее 1,2 евро за пару. По мнению представителей отраслевого объединения, заградительную роль сыграла девальвация рубля. Дополнительное увеличение пошлины приведет к фактическому запрету импорта обуви, что заставит уходить в тень предприятия, поставляющие и продающие импортную обувь. Отечественные обувные компании, не имеющие должной инфраструктуры, технических возможностей и собственных оборотных средств, пока не готовы конкурировать с иностранными предприятиями.
По предварительным данным Национального обувного союза, объем российского рынка обуви в 2009 г. составил 10 млрд долл., что на 20% меньше уровня 2008 г. По словам Натальи Демидовой, генерального директора НОБС, в целом отрасль находится в стагнации. На долю отечественных производителей приходилось в среднем 10% обувной отрасли. Предполагалось, что в 2009 г. отечественные производители за счет девальвации рубля смогут показать существенный рост, активизировав импортозамещение, но этого не произошло. По данным Росстата, производство обуви в 2009 г. увеличилось всего на 2,3%.
85% импортной обуви завозится в Россию из Китая, около 8% — из Турции. По данным Росстата, в России производством обуви занимаются 160 предприятий. При этом 50% предприятий выпускают 70% общего объема обуви. В 2008 г. российские обувщики выпустили 56,5 млн пар, из которых около 23,3 млн — кожаная обувь. 5,5 млн пар было произведено по госзаказу для силовых структур, еще 5 млн — обувь специального назначения, около 12 млн пар — детская обувь. Отечественные ботинки производились на устаревшем оборудовании, мощность которого использовалась на 66%. 70% оборудования в обувном производстве работает больше десяти лет, 40% — более 20 лет. Поскольку в России отсутствует инфраструктура комплектующих, 70% производителей используют импортные обувные заготовки. 40% рынка занимают контрабандные товары.
Отметим, что возможность повышения пошлин на обувь обозначена в тексте Стратегии развития легкой промышленности до 2020 г. «Во многих странах мира реализуются специальные программы поддержки легкой промышленности, защищающие внутренний рынок и интересы национального товаропроизводителя, и меры, оказывающие поддержку национальным экспортерам. Например, ЕС ввел специальную антидемпинговую меру на импорт кожаной обуви из Китая и Вьетнама (пошлины подняты соответственно до 10 и до 16%), инициируются специальные расследования», — отмечается в стратегии Минпромторга. По данным Национального обувного союза, в результате принятых мер в странах ЕС на 1000% вырос импорт кожаной обуви из Макао, провинции Китая, и на 1104% — ввоз обуви из Малайзии, где она вообще не производится, что говорит о недостоверном декларировании при таможенном оформлении.
Стратегией развития легкой промышленности предусмотрено, что к 2020 г. доля российских производителей должна увеличиться минимум до 50%. Значительно продвинуться в развитии на современном этапе отечественные обувные предприятия могли бы двумя способами. Первый — выносить производства в Китай, Тайвань, Вьетнам, где сегодня выпускается 80% всей мировой обуви. Этим способом пользуются успешные российские предприятия, заключающие договоры аутсорсинга с китайскими коллегами. Однако он не выгоден государству: теряются рабочие места и значительная доля налоговых поступлений.
Второй вариант — группироваться в обувной кластер. При изготовлении пары обуви может использоваться до 100 единиц комплектующих, доставка которых на большие расстояния маленькими партиями увеличивает себестоимость и время производства. Концентрация производителей обуви в одном районе снижает логистические издержки и стимулирует создание в рамках кластера фабрик по выпуску комплектующих. Подобная специализация производства сейчас наблюдается в Ростовской области, которая выпускает около 30% всей отечественной обуви. Здесь же производятся некоторые виды комплектующих (подошва, каблук). Кластер легкой промышленности сложился в регионе исторически: советское правительство строило здесь предприятия и создавало систему подготовки профильных кадров, чтобы занять жен шахтеров. По словам Н. Демидовой, сегодня благодаря сосредоточению ростовские предприятия производят на территории России мужскую обувь, конкурирующую по качеству и цене с китайской.
Вторым шагом на пути к импортозамещению у российских предприятий должно стать развитие отечественных брендов. Как показало исследование Торгово-промышленной палаты РФ, проведенное совместно с Национальным обувным союзом, в настоящее время российские фабрики недооценивают значение маркетинга для увеличения продаж. В опросе приняли участие владельцы, генеральные, коммерческие и финансовые директора 36 крупных и 63 средних компаний, работающих на обувном рынке. Наименее значимой из 20 проблем, препятствующих развитию обувной отрасли, респонденты назвали ориентацию современного потребителя на известные бренды и отсутствие раскрученных российских брендов. На первых местах общеэкономические проблемы — высокие ставки по кредитам и высокое внутреннее налогообложение (ЕСН, НДС, налог на прибыль). «Обувщики недооценивают важность бренда, как раньше недооценивали важность упаковки, когда обувь укладывалась в картон марки „Г“. Теперь обувь порой хуже, чем коробка», — считает Станислав Зверев, генеральный директор Союза производителей и экспортеров товаров легкой и текстильной промышленности «Союзлегтексэкспорт». По словам представителя профессионального объединения, отечественные производители обуви не доросли до того уровня, чтобы понять, что российская обувь проигрывает только из-за отсутствия бренда. А для его формирования нужно принимать меры, например поступиться ценой.
Производство обуви в 1990—2008 гг., млн пар
Продукция |
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Обувь |
385 |
51,6 |
32,9 |
37,0 |
42,2 |
47,4 |
46,4 |
47,2 |
57,3 |
54,2 |
56,5 |
Обувь детская, до 24-го размера включительно |
171 |
15,0 |
7,8 |
9,0 |
13,3 |
13,1 |
11,6 |
11,2 |
13,6 |
14,2 |
12,2 |
Валяная и фетровая обувь |
19,2 |
4,1 |
5,0 |
5,3 |
5,7 |
4,7 |
4,1 |
3,5 |
4,0 |
4,0 |
3,4 |
Резиновая обувь |
— |
22,7 |
18,5 |
17,1 |
14,0 |
17,6 |
17,8 |
16,1 |
17,4 |
21,0 |
22,0 |
Источник: Росстат
Выпуск важнейших видов продукции в 2009 г., млн пар
Продукция |
2009 г. |
Декабрь 2009 г. в % к |
2009 г. в % к 2008 г. | |
декабрю
|
ноябрю
| |||
Обувь |
57,8 |
147,8 |
117,5 |
102,3 |
Обувь резиновая |
21,4 |
110,1 |
106,1 |
97,2 |
Источник: Росстат
Прогноз развития обувного рынка до 2020 г., млн пар
Продукция |
2010 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2020 г. |
Обувь |
59,5 |
67,3 |
73,0 |
89,4 |
98,5 |
144,2 |
Источник: Минпромторг России