Импортная обувь подорожает

| статьи | печать

С 1 января 2010 г. минимальная таможенная стоимость ввозимой в Россию обуви увеличена в два раза. Чтобы пройти таможенный контроль, ботинки, импортируемые из Европы и США, нужно декларировать по цене не меньше чем 30 долл. за пару, из Китая — не меньше чем 21 долл. за пару. По прогнозам экспертов, из-за новых правил весной этого года потребительские цены на обувь возрастут на 10—15%.

Указание увеличить минимальный ценовой порог для поступающей из-за границы обуви Федеральная таможенная служба дала в документе под грифом «Для служебного пользования». Хотя так называемый профиль риска не является официальным запретом, согласно внутренним правилам ведомства товары, стоимость которых ниже установленной, не должны попадать на территорию России. К нарушителям будут применять меры усиленного таможенного контроля до тех пор, пока они не повысят указанную в документах цену до требуемого уровня. Остановить таможенников может предписание суда, однако, учитывая сезонность товара, импортерам не выгодно ввязываться в долгие разбирательства. Проще учесть возникшие на границе дополнительные издержки в потребительской цене товара.

Таким образом, минимальная таможенная пошлина, которая сейчас составляет 10%, на обувь из Китая равняется 2 долл., а из Европы — 3 долл. Около года назад за увеличение пошлин ратовал Российский союз кожевников и обувщиков в официальном письме к председателю правительства Владимиру Путину (объединяет 50 предприятий). В случае повышения импортных пошлин на обувь профессиональное сообщество обещало утроить объемы выпуска продукции в течение ближайших двух лет. «У нас есть фабрики, технологии, системы дистрибуции. Высокие пошлины при жестком администрировании снизят колоссальный импорт и позволят предприятиям реально увеличить объемы выпуска и продаж», — говорилось в обращении к председателю российского правительства.

Интересно, что в оппозицию Российскому союзу кожевников и обувщиков встало другое отраслевое сообщество — Национальный обувной союз (НОБС). НОБС, который объединяет 60 компаний — участников рынка, также написал письмо В. Путину, но с другой просьбой — снизить минимальную таможенную стоимость до 7%, но не менее 1,2 евро за пару. По мнению представителей отраслевого объединения, заградительную роль сыграла девальвация рубля. Дополнительное увеличение пошлины приведет к фактическому запрету импорта обуви, что заставит уходить в тень предприятия, поставляющие и продающие импортную обувь. Отечественные обувные компании, не имеющие должной инфраструктуры, технических возможностей и собственных оборотных средств, пока не готовы конкурировать с иностранными предприятиями.

По предварительным данным Национального обувного союза, объем российского рынка обуви в 2009 г. составил 10 млрд долл., что на 20% меньше уровня 2008 г. По словам Натальи Демидовой, генерального директора НОБС, в целом отрасль находится в стагнации. На долю отечественных производителей приходилось в среднем 10% обувной отрасли. Предполагалось, что в 2009 г. отечественные производители за счет девальвации рубля смогут показать существенный рост, активизировав импортозамещение, но этого не произошло. По данным Росстата, производство обуви в 2009 г. увеличилось всего на 2,3%.

85% импортной обуви завозится в Россию из Китая, около 8% — из Турции. По данным Росстата, в России производством обуви занимаются 160 предприятий. При этом 50% предприятий выпускают 70% общего объема обуви. В 2008 г. российские обувщики выпустили 56,5 млн пар, из которых около 23,3 млн — кожаная обувь. 5,5 млн пар было произведено по госзаказу для силовых структур, еще 5 млн — обувь специального назначения, около 12 млн пар — детская обувь. Отечественные ботинки производились на устаревшем оборудовании, мощность которого использовалась на 66%. 70% оборудования в обувном производстве работает больше десяти лет, 40% — более 20 лет. Поскольку в России отсутствует инфраструктура комплектующих, 70% производителей используют импортные обувные заготовки. 40% рынка занимают контрабандные товары.

Отметим, что возможность повышения пошлин на обувь обозначена в тексте Стратегии развития легкой промышленности до 2020 г. «Во многих странах мира реализуются специальные программы поддержки легкой промышленности, защищающие внутренний рынок и интересы национального товаропроизводителя, и меры, оказывающие поддержку национальным экспортерам. Например, ЕС ввел специальную антидемпинговую меру на импорт кожаной обуви из Китая и Вьетнама (пошлины подняты соответственно до 10 и до 16%), инициируются специальные расследования», — отмечается в стратегии Минпромторга. По данным Национального обувного союза, в результате принятых мер в странах ЕС на 1000% вырос импорт кожаной обуви из Макао, провинции Китая, и на 1104% — ввоз обуви из Малайзии, где она вообще не производится, что говорит о недостоверном декларировании при таможенном оформлении.

Стратегией развития легкой промышленности предусмотрено, что к 2020 г. доля российских производителей должна увеличиться минимум до 50%. Значительно продвинуться в развитии на современном этапе отечественные обувные предприятия могли бы двумя способами. Первый — выносить производства в Китай, Тайвань, Вьетнам, где сегодня выпускается 80% всей мировой обуви. Этим способом пользуются успешные российские предприятия, заключающие договоры аутсорсинга с китайскими коллегами. Однако он не выгоден государству: теряются рабочие места и значительная доля налоговых поступлений.

Второй вариант — группироваться в обувной кластер. При изготовлении пары обуви может использоваться до 100 единиц комплектующих, доставка которых на большие расстояния маленькими партиями увеличивает себестоимость и время производства. Концентрация производителей обуви в одном районе снижает логистические издержки и стимулирует создание в рамках кластера фабрик по выпуску комплектующих. Подобная специализация производства сейчас наблюдается в Ростовской области, которая выпускает около 30% всей отечественной обуви. Здесь же производятся некоторые виды комплектующих (подошва, каблук). Кластер легкой промышленности сложился в регионе исторически: советское правительство строило здесь предприятия и создавало систему подготовки профильных кадров, чтобы занять жен шахтеров. По словам Н. Демидовой, сегодня благодаря сосредоточению ростовские предприятия производят на территории России мужскую обувь, конкурирующую по качеству и цене с китайской.

Вторым шагом на пути к импортозамещению у российских предприятий должно стать развитие отечественных брендов. Как показало исследование Торгово-промышленной палаты РФ, проведенное совместно с Национальным обувным союзом, в настоящее время российские фабрики недооценивают значение маркетинга для увеличения продаж. В опросе приняли участие владельцы, генеральные, коммерческие и финансовые директора 36 крупных и 63 средних компаний, работающих на обувном рынке. Наименее значимой из 20 проблем, препятствующих развитию обувной отрасли, респонденты назвали ориентацию современного потребителя на известные бренды и отсутствие раскрученных российских брендов. На первых местах общеэкономические проблемы — высокие ставки по кредитам и высокое внутреннее налогообложение (ЕСН, НДС, налог на прибыль). «Обувщики недооценивают важность бренда, как раньше недооценивали важность упаковки, когда обувь укладывалась в картон марки „Г“. Теперь обувь порой хуже, чем коробка», — считает Станислав Зверев, генеральный директор Союза производителей и экспортеров товаров легкой и текстильной промышленности «Союзлегтексэкспорт». По словам представителя профессионального объединения, отечественные производители обуви не доросли до того уровня, чтобы понять, что российская обувь проигрывает только из-за отсутствия бренда. А для его формирования нужно принимать меры, например поступиться ценой.

Производство обуви в 1990—2008 гг., млн пар

Продукция

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Обувь

385

51,6

32,9

37,0

42,2

47,4

46,4

47,2

57,3

54,2

56,5

Обувь детская, до 24-го размера включительно

171

15,0

7,8

9,0

13,3

13,1

11,6

11,2

13,6

14,2

12,2

Валяная и фетровая обувь

19,2

4,1

5,0

5,3

5,7

4,7

4,1

3,5

4,0

4,0

3,4

Резиновая обувь

22,7

18,5

17,1

14,0

17,6

17,8

16,1

17,4

21,0

22,0

Источник: Росстат

Выпуск важнейших видов продукции в 2009 г., млн пар

Продукция

2009 г.

Декабрь 2009 г. в % к

2009 г. в % к 2008 г.

декабрю
2008 г.

ноябрю
2009 г.

Обувь

57,8

147,8

117,5

102,3

Обувь резиновая

21,4

110,1

106,1

97,2

Источник: Росстат

Прогноз развития обувного рынка до 2020 г., млн пар

Продукция

2010 г.

2012 г.

2013 г.

2015 г.

2016 г.

2020 г.

Обувь

59,5

67,3

73,0

89,4

98,5

144,2

Источник: Минпромторг России