По данным Росстата, в кризисном 2009 г. объемы грузовых перевозок по железным дорогам сократились на 15%, автомобильным транспортом — на 16%. А вот морские порты, согласно информации Минтранса и Ассоциации морских портов России (АСОП), переработали в прошлом году 496,4 млн т сухих и наливных грузов, что на 9,2% больше аналогичного показателя благополучного в экономическом плане 2008 г., когда рост составил 7,2%.
В конце прошлого года руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр Давыденко прогнозировал, что по итогам 2009 г. рост грузооборота морских портов по сравнению с предыдущим годом может составить 5—7%, уточнив, что в количественном выражении грузооборот может возрасти до 480—490 млн т. Однако фактические результаты превзошли даже эти смелые прогнозы руководителя ведомства. А вот морские порты Украины, стран Балтии и Финляндии, по данным Минтранса России, которые в прежние времена перерабатывали до 100 млн т российских внешнеторговых грузов, в последние два-три года потеряли значительную часть этого грузопотока. Как сообщил недавно журналистам министр транспорта РФ Игорь Левитин, по предварительным расчетам, порты сопредельных стран в 2009 г. снизили объемы перевалки грузов от 10 до 30%.
По словам министра, «это произошло главным образом потому, что российские внешнеторговые грузы вернулись в отечественные порты, где для бизнеса создаются наиболее благоприятные условия благодаря госполитике по поддержке морских портов, развитию инфраструктуры, совершенствованию нормативно-правовой базы их функционирования».
Президент АСОП Олег Терехов считает, что в российские морские порты сейчас пришло государство и приняло ряд мер по повышению их конкурентоспособности.
По данным АСОП, по итогам 2009 г. объем перевалки сухих грузов увеличился на 3,4% — до 198,4 млн т, наливных — на 13,4% — до 298 млн т. Объем экспортных грузов, перегруженных в 2009 г., возрос на 11,9% — до 384,9 млн т. Погрузка угля увеличилась на 20,4%, черных металлов — на 14,3%, зерна — в 2,3 раза, руды — в 2,1 раза, цветных металлов — на 3,6%. Перевозка транзитных грузов выросла на 14,5% — до 45,1 млн т. Лишь перевалка импортных грузов сократилась по отношению к показателям 2008 г. на 34,9% — до 27,4 млн т.
О. Терехов особое внимание обращает на рост объемов перевалки нефтеналивных грузов, что в значительной степени объясняется увеличением перегрузочных мощностей нового нефтяного терминала Приморск на Балтике и вводом в эксплуатацию новых терминалов в Новороссийском порту.
«Да и ввод в эксплуатацию нового морского порта Усть-Луга по переработке сухих грузов также сыграл свою роль, — подчеркивает эксперт. — Все это вместе взятое и позволило перевалить на экспорт почти 385 млн т экспортных грузов, что на 11,9% больше результата 2008 г.».
Эксперты Росморречфлота отметили, что морские порты в прошлом году отняли часть грузов у российских железных дорог, потому что применяют гибкую систему тарифных ставок в зависимости от объемов грузов, создавая тем самым выгодные условия для крупных поставщиков.
«Для ОАО „КуйбышевАзот“ РЖД были и остаются приоритетными в обеспечении доставки продукции потребителям, в том числе минеральных удобрений, — говорит начальник транспортного управления предприятия Иван Демидов. — Однако ежегодный рост тарифов на железнодорожные перевозки вынуждает нас искать альтернативные пути обеспечения перевозок, в частности водным путем. Так, в 2010 г. „КуйбышевАзот“ планирует почти в два раза увеличить перевозки минеральных удобрений водными видами транспорта».
Судя по сводкам Росморреч-флота и АСОП, к воде потянулись и другие виды грузов, например черные и цветные металлы, уголь, зерно, транзитные грузы.