С 1 июля 2010 г. вступит в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. В свое время о Таможенном кодексе РФ 2004 г. говорили, что он продукт компромисса. В еще большей степени такая характеристика соответствует союзному Кодексу, ведь договариваться пришлось трем государствам: России, Белоруссии и Казахстану. Что выиграют от этого компромисса российские участники внешнеэкономической деятельности?
Какой кодекс главнее
Согласно п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе будет осуществляться в соответствии с его таможенным законодательством, а в части, не урегулированной им, — в соответствии с национальным законодательством государств — участников союза.
Таким образом, вступление в силу ТК ТС не приведет к автоматическому отмиранию Таможенного кодекса РФ и иных актов российского таможенного законодательства.
Но кто и как будет определять, когда действует не союзный Кодекс, а российский?
Видимо, Федеральная таможенная служба .
От брокера к представителю
Переименование в ТК ТС таможенного брокера в таможенного представителя соответствует Киотской конвенции. Что изменится по существу?
Полномочия все те же — совершение от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенных операций (ст. 12 ТК ТС). И статус свой таможенный представитель получает так же, как и сейчас: посредством включения в Реестр таможенных представителей (сейчас этот реестр именуется Реестром таможенных брокеров (представителей)).
Казалось бы, Таможенный союз, единое таможенное законодательство, единая таможенная территория, а значит, любой таможенный представитель вправе осуществлять свою деятельность на территории любого из государств союза? Но нет: таможенный представитель вправе работать на территории только того государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в соответствующий реестр.
Условия включения в реестр не изменились. Единственное, сумма обеспечения деятельности представителя составляет не 50 млн руб. (для таможенного брокера, п. 2 ст. 339 ТК РФ), а 1 млн евро (ст. 13 ТК ТС).
Ответственность таможенного представителя в ТК ТС не определена. Согласно ст. 17 ТК ТС за несоблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза таможенный представитель будет нести ответственность в соответствии с национальным законодательством члена Таможенного союза.
Почему?
Дело в том, что совсем недавно в российском таможенном законодательстве установлена солидарная ответственность таможенного брокера и представляемого им лица за уплату таможенных платежей. Другие члены союза пока к этому не готовы. Именно поэтому и в п. 4 ст. 367 ТК ТС установлено, что требование о внесении обеспечения уплаты таможенных платежей таможенным представителем как условия включения юридических лиц в реестр таможенных представителей применяется только в тех государствах — членах Таможенного союза, в которых законодательством предусмотрено, что у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.
Другие государства, законодательством которых на день вступления в силу ТК ТС не предусмотрена солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, обязуются в течение одного года предусмотреть ее в своем законодательстве.
Таможенные перевозчики
В отличие от таможенного представителя таможенные перевозчики, включенные в соответствующий реестр, могут осуществлять перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по территории всего Таможенного союза (п. 2 ст. 18 ТК ТС).
Это влечет за собой некоторые особенности привлечения перевозчиков к ответственности. Согласно ст. 224 ТК ТС при недоставке транзитных товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита. За иные нарушения при транзите перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, на территории которого было выявлено нарушение.
Сумма обеспечения, вносимая таможенными перевозчиками, как и у брокеров, также изменилась — с 20 млн руб. (п. 2 ст. 339 ТК РФ) до 200 тыс. евро (ст. 20 ТК ТС), что по нынешнему курсу меньше 9 млн руб. Железнодорожный перевозчик и вовсе освобожден от внесения обеспечения.
Появилось и новое условие для включения перевозчика в реестр — отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза (ст. 20 ТК ТС).
Кроме общих требований к перевозчикам, закрепленных в ТК ТС, сохраняются и все дополнительные требования национальных законодательств.
Уполномоченный экономический оператор
Для российского таможенного законодательства это новый институт. Юридическое лицо со статусом уполномоченного экономического оператора (после включения в соответствующий реестр) получает право на ряд специальных упрощений порядка таможенного оформления (ст. 41 ТК ТС):
1) временное хранение товаров в своих помещениях, на своих открытых площадках и иных территориях;
2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации;
3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в своих помещениях, на открытых площадках и иных своих территориях;
4) возможность оформления транзита товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей (п. 2 ст. 217 ТК ТС);
5) плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся не чаще одного раза в три года (в отношении же иных лиц — не чаще одного раза в год) (п. 7 ст. 132 ТК ТС).
Обратите внимание, все эти льготы предоставляются уполномоченному экономическому оператору только в отношении своих товаров, то есть товаров, декларантом которых является он сам (п. 2 ст. 41 ТК ТС). Это отличает его от владельцев СВХ и таможенных представителей: последние совершают таможенные операции с чужими товарами.
Подобные льготы существуют у нас и сейчас — это так называемые специальные упрощенные процедуры таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ). Но впервые они все собраны в единую систему.
Для включения в Реестр уполномоченных экономических операторов юридическое лицо должно выполнить следующие требования (ст. 39 ТК ТС):
1) предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро;
2) осуществлять внешнеторговую деятельность минимум в течение одного года до дня обращения в таможенный орган (если иной срок не установлен национальным законодательством, у нас такой срок равен трем годам);
3) на день обращения в таможенный орган не должно быть неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;
4) на день обращения в таможенный орган не должно быть задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) государств — членов Таможенного союза;
5) в течение одного года до обращения в таможенный орган юрлицо не привлекалось к административной ответственности за таможенные правонарушения;
6) установить систему учета, соответствующую требованиям, определяемым таможенными органами.
Но революционных изменений российским участникам ВЭД ожидать все же не стоит. Дело в том, что ТК ТС дозволяет странам — участницам Таможенного союза устанавливать свои требования к экономическим операторам. И скорее всего порядок получения российской организацией такого статуса не будет отличаться от существующего порядка допуска к специальным упрощенным процедурам таможенного оформления, регламентированным приказом ФТС России от 23.12.2008 № 1656.
Кстати
Переходный период для участников околотаможенной деятельности
Согласно ст. 367 ТК ТС таможенные брокеры (представители), таможенные перевозчики, владельцы СВХ, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, созданных до вступления в силу ТК ТС, смогут осуществлять деятельность еще в течение шести месяцев.
Таможенные брокеры на этот период будут признаваться таможенными представителями.
Лица, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, также не забыты. В течение шести месяцев они будут иметь право пользоваться специальными упрощениями, предоставляемыми уполномоченному экономическому оператору, но только в том объеме упрощений, которые определены для таких лиц законодательством государств — членов Таможенного союза до вступления в силу ТК ТС.
За это время все участники околотаможенной деятельности смогут определить свою дальнейшую судьбу.
Декларантов станет больше
Основной перечень лиц, которые могут выступать в качестве декларанта товаров, остался неизменным. Но появилось одно важное новшество. Согласно ст. 186 ТК ТС при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита в качестве декларантов могут выступать:
-
перевозчик, в том числе таможенный перевозчик (как иностранный, так и являющийся лицом государства — члена Таможенного союза);
-
экспедитор, если он является гражданином государства — члена Таможенного союза.
С чем это связано? Безусловно, и действующее российское таможенное законодательство признает экспедитора и перевозчика в качестве самостоятельных участников таможенных правоотношений: они вправе получать разрешение на внутренний таможенный транзит (ст. 80 ТК РФ), подают транзитную декларацию (ст. 81 ТК РФ) и проч. Между тем статусом декларанта они не наделены. Дело в том, что экспедитор и перевозчик не являются стороной внешнеэкономической сделки, поэтому согласно ст. 16 ТК РФ они могут выступать в качестве декларанта только при наличии права распоряжения товарами на территории России. Однако в соответствии со ст. 801 ГК РФ и Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» договор транспортной экспедиции не наделяет экспедитора правом распоряжения перевозимыми товарами. Предусмотренная этими законами возможность выполнения экспедитором в качестве дополнительных услуг таможенных и иных формальностей может быть реализована только при соблюдении условия, установленного Таможенным кодексом РФ для участия в таможенных операциях посредников,— получение статуса таможенного брокера (представителя).
Подобный подход выражен в письме ФТС России от 31.08.2004 № 01-06/192 «О декларанте товаров», постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2005 № А78-1491/05-С2-17/124-Ф02-4811/05-С1, Московского округа от 20.10.2005, 13.10.2005 № КА-А40/10105-05, Дальневосточного округа от 14.02.2007, 07.02.2007 № Ф03-А73/06-2/5454.
Тем не менее странность присутствует: экспедитор и перевозчик могут получать разрешение на внутренний и международный транзит, подавать транзитную декларацию, но не вправе декларировать товары. Эту несуразицу дополняет и тот факт, что подача транзитной декларации не названа в качестве способа декларирования в п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса РФ.
В то же время в ТК ТС нет деления транзита на процедуру внутреннего транзита (доставка товара от места ввоза до места оформления) и на режим международного транзита. Теперь это единая процедура таможенного транзита (необходимо учесть: все, что сейчас называется таможенным режимом, в ТК ТС поименовано как таможенная процедура).
Кроме того, транзитная декларация в ст. 180 ТК ТС указана в качестве одного из способов декларирования.
В таких условиях прямое наделение перевозчика и экспедитора статусом декларанта в рамках процедуры таможенного транзита — закономерный шаг.
*Начало. Окончание в следующем номере.