Новая форма декларации по ЕСН утверждена Приказом Минфина РФ от 31.01.2006 № 19н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения». Таким образом, у налогоплательщиков появился документ налоговой отчетности по ЕСН, полностью соответствующий требованиям НК РФ.
С 13.03.2006 налогоплательщики обязаны представлять декларации по ЕСН по новой форме. Приказ Минфина РФ от 10.02.2005 № 21 н признан утратившим силу, так как содержание отдельных разделов утвержденного им бланка не соответствовало изменившемуся на 2005 год законодательству.
К сведению!
Скачать новую форму декларации можно, в частности, с сайтов налоговой службы: www.nalog.ru и www.mosnalog.ru.
В Приказе Минфина РФ № 19н содержатся Приложения: № 1 — полный комплект бланка декларации (состоит из шести разделов и представлен на 14 листах) и № 2 — Порядок заполнения налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (далее — Порядок заполнения).
Остановимся на общих вопросах заполнения декларации по ЕСН за 2005 год.
В каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей ставится прочерк.
Все значения показателей отражаются в целых числах, то есть в рублях. Округление до целых рублей налоговой базы, налогового вычета, а также исчисленных сумм налога, иных показателей, имеющих денежное выражение, которые отражаются в декларации, производится после суммирования соответствующих данных индивидуального учета (по всем физическим лицам, в пользу которых начислялись выплаты) в целом по налогоплательщику.
Обязательными для представления всеми налогоплательщиками являются: первая страница титульного листа, Разделы 1,2,2.1.
Страница 002 титульного листа представляется только физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, в случае отсутствия у них ИНН.
Раздел 2.2. декларации представляется только организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, исполняющие обязанности организации по исчислению и уплате налога и представлению налоговой декларации. Согласно положениям п. 8 ст. 243 НК РФ к ним относятся обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Разделы 3, 3.1 декларации заполняются налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы в соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 239 НК РФ. Использование налогоплательщиком налоговых льгот является его правом, а не обязанностью (ст. 56 НК РФ), поэтому он вправе отказаться от использования налоговых льгот. В таком случае налог будет считаться исчисленным в соответствии с законодательством.
При заполнении декларации обязательным является подтверждение налогоплательщиками достоверности и полноты сведений, указанных в декларации, в нижней части титульного листа, а также каждого заполняемого Раздела декларации. Следует отметить, что при заполнении Расчета по авансовым платежам по ЕСН подтверждение достоверности и полноты сведений предусматривалось только в Разделе 1.
Для идентификации налогоплательщика и представленных им сведений в верхней части каждой заполненной страницы декларации необходимо указывать:
- юридическим лицам — ИНН и КПП;
- физическим лицам — ИНН в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства. При отсутствии ИНН физическое лицо, не признаваемое индивидуальным предпринимателем, сообщает персональные данные по всему перечню, приведенному на странице 002 титульного листа.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
При заполнении страницы 001 декларации налогоплательщиком указываются все реквизиты в соответствии с Разделом II Порядка заполнения. Эти реквизиты в совокупности позволяют идентифицировать налогоплательщика, вид документа (первичный или корректирующий), определить правильность представления декларации (в тот ли налоговый орган она направлена и соответствует ли бланк декларации периоду, за который представлена). Имейте в виду, что между полями «Налоговый период» и «Отчетный налоговый период» расположены две ячейки без названия — они не заполняются. По-видимому, не обошлось без технических ошибок.
Страница 002 титульного листа, как было указано ранее, заполняется только физическим лицом в случае отсутствия у него ИНН.
РАЗДЕЛ 1
Он называется «Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды». Нередко его еще называют листом начислений.
В этом разделе отражается информация об исчисленных налогоплательщиком суммах налога, подлежащих уплате в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов за налоговый период, в том числе за каждый месяц последнего квартала налогового периода.
• По строке 001 «Налогоплательщик» должен указываться специальный код в соответствии п. 1 Раздела III Порядка заполнения. Идентифицируя себя одним из установленных кодов, налогоплательщик таким способом заявляет об имеющихся у него обязательствах по исчислению и уплате других налогов и представлении по ним налоговой отчетности, а также указывает на таблицу ставок, установленных ст. 241 НК РФ, по которой он исчислял ЕСН. Кроме того, по этому коду можно судить и о полноте заявляемой в декларации налоговой базы по ЕСН.
• По строке 010 указывается код административно-территориального образования (ОКАТО), на территории которого осуществляется уплата ЕСН.
• По строкам 020 указывается КБК, на который зачисляются суммы налога, подлежащие уплате. В соответствии с этими показателями производится начисление налога в карточки «Расчеты с бюджетом» (далее — карточка РСБ) и осуществляется учет уплаченных сумм по конкретному налогоплательщику.
• Строки 030 «Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, всего (руб.)» введены впервые, в них отражаются суммы налога, начисленного за весь налоговый период в федеральный бюджет (внебюджетный фонд). Эти показатели носят справочный характер, поэтому значения строк 030 в карточке РСБ не отражаются.
Начисление ЕСН в карточки РСБ за IV квартал 2005 года производится по данным налогоплательщика согласно установленным срокам уплаты по строкам: 040 — за октябрь; 050 — за ноябрь; 060 — за декабрь.
• Показатели строк 030—060 Раздела 1 являются конечным результатом и определяются после того, как расчет налога произведен, а точнее сказать, когда заполнен Раздел 2 декларации. В п. 2 Раздела III Порядка заполнения даны подробные пояснения, из каких полей Раздела 2 Декларации формируются строки 030—060 листа начислений.
РАЗДЕЛ 2
Он носит название «Расчет единого социального налога». В нем и произошли основные изменения. Чтобы понять суть этих изменений, попробуем рассмотреть их системно исходя из сложившейся методологии исчисления ЕСН.
Все привыкли, что бланк декларации по ЕСН по своей форме практически полностью повторял форму Расчета по авансовым платежам по ЕСН, и это закономерно. Показатели, необходимые для исчисления налога, учитываются налогоплательщиком помесячно и нарастающим итогом, что обусловлено положениями ст. 241, 243 НК РФ. Ежемесячно налог рассчитывается путем применения регрессивных ставок к сформированной нарастающим итогом с начала года налоговой базе, а уплачивается за последний месяц за минусом ранее исчисленной (то есть в предыдущем месяце).
Минфин РФ отказался от привычной одной сводной таблицы. Одним из ее недостатков являлось большое количество «закрещенных» полей (51 показатель изначально не заполнялся), другим недостатком была необходимость дублирования отдельных показателей.
В новой форме Раздела 2 декларации единая таблица разделена на отдельные блоки по группам аналогичных показателей (нарастающим итогом с начала года, за последний квартал налогового периода с разбивкой по месяцам). При этом одинаковые показатели, формирующиеся одновременно по нескольким бюджетам, объединены в одну графу. Таким образом, исключены «закрещенные» строки и не дублируются показатели.
Необходимо отметить, что такой способ отражения показателей исключает технические ошибки (опечатки и описки), часто допускаемые налогоплательщиками. Например, уже невозможно указать разные данные о налоговой базе в части ТФОМС и ФФОМС, которые всегда равны. Разность показателей налоговой базы по ТФОМС и ФФОМС свидетельствует об ошибке плательщика в расчетах.
• Чтобы стала понятной логика в формировании налоговой базы (строка 0100), необходимо рассмотреть показатели, которые из нее исключаются.
Налоговая база определяется в соответствии со ст. 237 НК РФ, при ее исчислении учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), независимо от формы их осуществления.
Однако существуют и иные основания для исключения из налоговой базы по ЕСН отдельных выплат (установлены главой 24 НК РФ). Эти показатели указываются в таблице как примечание (в конце раздела 2 декларации) и в расчете налога не участвуют.
• По строке 1100 декларации отражаются выплаты, не подлежащие налогообложению и не включаемые в налоговую базу по ЕСН:
— в графе 3 (для ФБ, ТФОМС И ФФОМС) — на основании п. 1 ст. 238 НК РФ;
— в графе 4 (для ФСС) — на основании п. 1 и 3 ст. 238 НКРФ.
На основании п. 3 ст. 238 в налоговую базу (в части ФСС) помимо выплат, указанных в п. 1 и 2 этой статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам.
Таким образом, показатели графы 4 по строке 1100 будут больше показателя по графе 3, если налогоплательщик производил выплаты по гражданско-правовым и авторским договорам.
• По строке 1000 декларации отражаются выплаты, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ.
Перечень выплат, относящихся к расходам, неучитываемым в целях налогообложения прибыли и не признаваемым объектом обложения ЕСН, установлен ст. 270 НК РФ. Поскольку исключение указанных выплат из налоговой базы производится в целом по налогу, показатель строки 1000 будет одинаков по графам 3 и 4 для всех бюджетов, входящих в ЕСН.
• По строке 1200 в графах 3, 4 декларации налогоплательщиками отражаются суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, производимые в пользу физических лиц, указанных в п. 2 ст. 245 НК РФ, в связи с исполнением ими обязанностей военной и приравненной к ней службы и не облагаемые ЕСН.
Соответственно показатель строки 1200 одинаков для граф 3 (для ФБ, ТФОМС И ФФОМС) и 4 (для ФСС).
• По строке 1300 отдельным блоком отражаются суммы денежного содержания прокуроров, следователей и судей, которые не включаются в налоговую базу в части ФБ на основании п. 3 ст. 245 НК РФ. При этом налог в части ТФОМС, ФФОМС и ФСС с таких сумм уплачивается на общих основаниях.
С учетом указанных изъятий по строкам 0100—0140 показателя «Налоговая база» всегда равны показатели налоговой базы по ФФОМС и ТФОМС (графа 5).
• Порядок формирования квартальных показателей следует пояснить на примере строки 0110 «в том числе за последний квартал налогового периода». Показатель по этой строке определяется как сумма строк 0120, 0130, 0140 (показатели за три месяца последнего квартала — октябрь, ноябрь, декабрь соответственно).
В аналогичном порядке рассчитываются квартальные суммы по другим показателям раздела 2. Так осуществляется контроль формирования показателей внутри декларации не только налогоплательщиками но и налоговыми органами при проведении камеральных проверок.
В декларации заложен и междокументальный контроль показателей, формируемых нарастающим итогом. Показатели «За налоговый период, всего» (строки 0100,0200,0300, 0400, 0500, 0600, 0700, 0800, 0900) равны соответственно сумме показателей «За последний квартал налогового периода» данной декларации (строки 0110, 0210, 0310, 0410, 0510, 0610, 0710, 0810, 0910) и показателей «Всего» (строки 0100, 0200, 0300, 0400, 0500, 0600, 0700, 0800, 0900) Расчета за 9 месяцев 2005 года по соответствующим бюджетам.
• По строкам 0200—0240 показателя «Сумма исчисленного налога» отражаются суммы ЕСН, рассчитанные в федеральный бюджет и внебюджетные фонды по ставкам, установленным ст. 241 НК РФ.
Указанная сумма определяется путем сложения сумм налога, которые исчисляются, в частности, в рублях и копейках по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
После округления полученной суммы исчисленного налога до целых рублей она отражается налогоплательщиком по строкам 0200—0240 декларации. Однако это не значит, что рассчитанные таким образом (по ставкам) суммы налога необходимо уплачивать. Кстати, в части ФБ по строкам 0200—0240 должны указываться суммы, рассчитанные исходя из ставки 20% (и далее с учетом регрессии).
Показатели, которые указываются далее, уменьшают в соответствии с главой 24 НК РФ сумму налога, рассчитанного по ставкам.
• По строкам 0300—0340 в графе 3 (ФБ) показателя «Налоговый вычет» отражается сумма примененного налогоплательщиком за соответствующие периоды налогового вычета при исчислении суммы ЕСН в части ФБ в размере начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Такое уменьшение предусмотрено п. 2 ст. 243 НК РФ.
• Строки 0400—0440 показателя «Сумма налоговых льгот» заполняются налогоплательщиками-организациями, применяющими налоговые льготы (в размере не более 100 тыс. рублей на физическое лицо) на основании подп. 1 (по выплатам в пользу инвалидов) и подп. 2 (по выплатам, производимым общественными организациями инвалидов) п. 1 ст. 239 НК РФ. По сути, это «льготная налоговая база». Правомерность применения указанных льгот дополнительно подтверждается организациями при заполнении ими Разделов 3. и 3.1 декларации.
В свою очередь, для предпринимателей-работодателей подобная льгота при уплате ЕСН не предусмотрена.
Необходимо также уточнить, почему суммы налоговых льгот в части ФСС (графа 4) могут отличаться от ФБ, ФФОМС и ТФОМС (графа 3). Например, при применении налоговой льготы в отношении выплат, начисленных в сумме 100 000 рублей физическому лицу — инвалиду II группы по гражданско-правовому договору, сумма «льготной налоговой базы» в части ФБ, ФФОМС и ТФОМС будет равна 100 000 руб., а в части ФСС она равна нулю.
Выплаты по гражданско-правовым договорам в налоговую базу в части ФСС у конкретного физического лица не включаются. Значит, показатель «Налоговая база» в части ФСС у этого физического лица изначально имеет нулевое значение. Следовательно, льготировать в части ФСС нечего, не существует налоговой базы, которую можно освободить от уплаты налога в части ФСС.
• По строкам 0500—0540 показателя «Сумма налога, не подлежащая уплате в связи с применением налоговых льгот» отражаются суммы налога, не уплачиваемые в ФБ и соответствующие внебюджетные фонды в связи с применением налоговых льгот. Этот показатель — своего рода «льготный налог», который можно не платить с суммы «льготной налоговой базы».
Для расчета этих сумм в части ФСС, ФФОМС и ТФОМС (графы 4, 5, 6) достаточно умножить «льготную налоговую базу» по строкам 0400—0440 на максимальную ставку налога, установленную ст. 241 НК РФ для конкретного бюджета (3,2%, 0,8% и 2% соответственно).
При исчислении показателей по строкам 0500—0540 в части ФБ необходимо учитывать, что до применения налоговых льгот налогоплательщик уже уменьшил сумму налога, исчисленную в ФБ по ставкам (условно по 20%), на сумму налогового вычета (в размере страховых взносов, рассчитываемых исходя из общего тарифа 14%, применяемого к той же налоговой базе). Следовательно, льготировать в части ФБ можно только оставшуюся часть налога, то есть исчисляемую по 6% (20% - 14%).
• Далее налогоплательщик производит расчет своих фактических обязательств по уплате налога.
По строкам 0600—0640 показателя «Начислено налога» отражаются суммы налога, подлежащие начислению в карточках РСБ налогоплательщика (кроме ФСС), а по сути являющиеся фактическими обязательствами по уплате налога. Этот показатель рассчитывается по указанным в этих строках формулам.
Для определения налога к начислению (уплате) в части БФ (графа 3) нужно уменьшить сумму налога, рассчитанную по ставкам (строки 0200—0240), на сумму налогового вычета (строки 0300—0340) и на сумму «льготного налога», если организация налоговыми льготами решила пользоваться (строки 0500—0540).
По ФСС, ФФОМС, ТФОМС (графы 4, 5, 6) сумма налога, рассчитанная по ставкам (строки 0200—0240), уменьшается на сумму «льготного налога» (строки 0500—0540).
Имейте в виду, что если налогоплательщики, перечисленные в п. 2 ст. 245 НК РФ, не имеют возможности заполнить всю форму декларации в связи с конфиденциальностью представляемой информации, то заполнение ее производится начиная со строк 0600—0640.
На этом расчет налога в части ФСС еще не закончен, рассматриваемые далее показатели будут касаться только этого фонда.
Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством.
• По строкам 0700—0740 показатель «Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за счет средств ФСС» заполняется налогоплательщиком на основании данных о фактически произведенных расходах. Эти показатели должны соответствовать суммам расходов, указываемым в разделе 1 Расчетной ведомости по средствам ФСС по форме 4-ФСС.
• При расчете налоговых обязательств плательщика в части ФСС должны учитываться и денежные средства, полученные им от исполнительного органа ФСС на банковский счет в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленного налога. Эти денежные средства отражаются по строкам 0800—0840 показателя «Возмещено исполнительным органом ФСС». Причем суммы возмещения отражаются в том периоде, в котором они были фактически получены от ФСС, независимо от периода, в котором произошел перерасход средств на цели социального страхования над суммой начисленного налога.
До момента возмещения ФСС этой суммы перерасхода она числилась в карточке РСБ налогоплательщика в виде переплаты, из чего следует вывод, что ФСС был должен налогоплательщику эту сумму.
• Реальные обязательства налогоплательщика по уплате налога в части ФСС указываются по строкам 0900— 0940 показателя «Подлежит начислению в ФСС» и рассчитываются по указанным в них формулам.
Из строк 0600—0640 (начислено налога с учетом льгот) вычитаем расходы на цели ФСС (строки 0700—0740) и прибавляем суммы полученного от ФСС возмещения (строки 0800—0840).
Причем если в каком-либо месяце сумма произведенных налогоплательщиком расходов превысит сумму начисленного за этот месяц налога, показатель «Подлежит начислению в ФСС» примет отрицательное значение. Налоговый орган обязан учесть эту сумму превышения в карточке РСБ по ФСС как переплату, которая может учитываться в счет уплаты будущих начислений по налогу, если налогоплательщик не захочет получить этот перерасход из ФСС в виде возмещения.
РАЗДЕЛ 2.1
Заполнение раздела «Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии» не должно вызывать затруднений. Аналогичный раздел имеется в Расчете по авансовым платежам.
Согласно указаниям, данным в Разделе V Порядка заполнения, сложно понять назначение этого обязательного к заполнению всеми без исключения налогоплательщиками раздела декларации.
Раздел 2.1 декларации, пожалуй, основополагающий с точки зрения налогового контроля. Налоговый орган имеет возможность проверить правильность исчисления налога нарастающим итогом: применив соответствующие ставки к распределенной по интервалам налоговой базе, сравнить полученный результат с показателями строки 0200, указанными налогоплательщиком.
Остальные разделы декларации заполняются и представляются налогоплательщиком только при определенных обстоятельствах.
РАЗДЕЛ 2.2
Этот раздел, названный «Сводные показатели за налоговый период для расчета единого социального налога организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате налога и представлению налоговой декларации», заполняется только организациями, имеющими в своем составе самостоятельные обособленные подразделения.
Причем заполняет его только головная организация и представляет с декларацией в налоговый орган по месту своего учета, а обособленные подразделения этот раздел не заполняют.
В Разделе 2.2 декларации показатели аналогичны Разделу 2 декларации, отражаются нарастающим итогом за налоговый период, по четным строкам в целом по организации,
включая все обособленные подразделения, а по нечетным строкам сводные показатели только по самостоятельным обособленным подразделениям. В свою очередь, разница между четной и нечетной строкой в каждом показателе должна быть равна соответствующей строке Раздела 2.
РАЗДЕЛ 3
Изменился порядок подтверждения налогоплательщиками налоговых льгот, применяемых ими на основании подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ (с выплат в пользу инвалидов I, II, III группы).
Из декларации исключены: раздел «Выплаты, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, включаемые в строки 0400—0440 Раздела 2», который в Расчетах по авансовым платежам заполнялся налогоплательщиками на каждого инвалида, а также сводный раздел 3.1 «Выплаты в пользу всех физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, включаемые в строки 0400—0440 Раздела 2».
Вместо них введена одна сводная таблица по новой форме: «Выплаты, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, включаемые в строки 0400—0440 Раздела 2». В предыдущие годы с похожими таблицами налогоплательщики уже сталкивались.
Эта таблица позволяет по каждому физическому лицу — инвалиду контролировать и срок, на который установлена инвалидность, и суммы выплат, начисленных этим лицам, с которых налогоплательщик-организация не будет уплачивать налог.
Необходимо учитывать, что по графе 5 Раздела 3 показатель по каждому физическому лицу — инвалиду не может превышать 100 000 рублей.
РАЗДЕЛ 3.1
Этот раздел — «Расчет условий на право применения налоговых льгот, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ» — соответствует по форме, названию и порядку заполнения разделу 3.2 Расчета по авансовым платежам.
В свою очередь, таблица из Расчета «Примечание к части II раздела 3.2 «Перечень организаций, вклады которых составляют уставный капитал организации, заявляющей право на применение налоговой льготы» в декларацию не включена.
В целом форма декларации по ЕСН на 2005 год хоть и претерпела определенные корректировки, но они не изменили ставшего уже привычным порядка расчета налога. Новый порядок отражения показателей поможет исключить технические ошибки (опечатки и описки).
Однако всякое изменение налоговой отчетности по ЕСН, даже вполне прогрессивное (будем считать их таковыми), зарождает в душе налогоплательщика смутную тревогу. Ведь 20 апреля не за горами, и рождается вполне закономерный вопрос: будут ли меняться формы Расчетов по авансовым платежам? Хотелось бы услышать по этому вопросу комментарии Минфина России.
Рассмотрим порядок заполнения декларации по ЕСН за 2005 год.
ПРИМЕР
ООО «Гранит» осуществляет оптовую торговлю бытовой техникой. В штате организации в 2005 году состояли два человека: генеральный директор Арде-лян и главный бухгалтер Ковалев. В апреле 2005 года заключила договор гражданско-правового характера на обслуживание офисной техники и обновление программного обеспечения с гражданином Сусловым. В мае Суслов представил в бухгалтерию ООО «Гранит» справку МСЭ об установлении ему III группы инвалидности сроком на 1 год, выданную 01.03.2005.
1. Начисления за 9 месяцев 2005 года составили:
— Арделяну — 270 211 руб., из них 10 211 руб. — пособие по временной нетрудоспособности, начисленное в марте. Принято в качестве расходов на цели социального страхования органами ФСС 9076 руб.;
— Ковалеву — 210 000 руб., из них 20 000 руб. — начисленная в июле материальная помощь на лечение и протезирование зубов.
2. Начисления IV квартала 2005 года составили (заработная плата):
— Арделяну — 90 000 руб. (по 30 000 руб. в месяц);
— Ковалеву — 60 000 руб. (по 20 000 руб. ежемесячно).
На основании актов приемки-сдачи работ гр-ну Суслову производились выплаты по гражданско-правовому договору: в мае — 20 000 руб., в августе — 15 000 руб., в ноябре — 15 000 руб.
Организации обязаны вести учет объектов налогообложения, которыми в части ЕСН являются выплаты, начисленные физическим лицам по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам (п. 3 ст. 23, п. 2 ст. 237 и п. 4 ст. 243 НК РФ). Поскольку ставки ЕСН применяются к налоговой базе каждого физического лица, налоговый учет для целей исчисления ЕСН ведется по каждому лицу отдельно (налоговые карточки, рекомендованные Приказом МНС России от 27.12.2004 № САЭ-3-05/443).
Рассмотрим в упрощенном виде, как формировалась облагаемая налоговая база по ЕСН за 9 месяцев, IV квартал и 2005 год нарастающим итогом у сотрудников ООО «Гранит» с учетом положений п. 3 ст. 236 и ст. 238 НК РФ, позволяющих исключать из нее отдельные выплаты (см. табл. 1).
Поскольку в организации производились выплаты по гражданско-правовому договору, налоговую базу в части ФСС рассмотрим отдельно (см. табл. 2). Согласно п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу по ФСС выплаты по гражданско-правовому договору, произведенные Суслову, не включаются.
На основании произведенных расчетов заполняем строки 0100—0110 показателя «Налоговая база» Раздела 2 декларации, а также строки 1000 и 1100 последнего блока показателей «Примечание» (см. формы 1, 2).
Далее производим расчет ЕСН по каждому физическому лицу для заполнения следующего блока показателей «Начислено налога» (строки 0200 0240) (см. табл. 3—6).
С учетом произведенных расчетов заполним показатели «Начислено налога» (строки 0200 0240) Раздела 2 декларации (см. форму 3).
Таблица 1 (руб.)
Ф. И. О. |
Выплаты за 9 мес. 2005 г. |
Не облагаем по п. 3 ст. 236 НК |
Не облагаем согласно ст. 238 НК |
Налоговая база за 9 мес. в ФБ, ФФОМС, ТФОМС |
Выплаты за октябрь 2005 г. |
Выплаты за ноябрь 2005 г. |
Выплаты за декабрь 2005 г. |
Налоговая база за IV кв. в ФБ, ФФОМС, ТФОМС |
Налоговая база 2005 г. вФБ, ФФОМС, ТФОМС |
Арделян |
270 211 |
10 211 |
260 000 |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
90 000 |
350 000 | |
Ковалев |
210 000 |
20 000 |
190 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
60 000 |
250 000 | |
Суслов |
35 000 |
35 000 |
15 000 |
15 000 |
50 000 | ||||
Итого |
515 211 |
20 000 |
10 211 |
485 000 |
50 000 |
65 000 |
50 000 |
165 000 |
650 000 |
Таблица 2 (руб.)
Ф. И. О. |
Выплаты за 9 мес. 2005 г. |
Не облагаем по п. 3 ст. 236 НК |
Не облагаем согласно ст. 238 НК |
Налоговая база за 9 мес. в ФСС |
Облагаемые выплаты за октябрь 2005 г. |
Облагаемые выплаты за ноябрь 2005 г. |
Облагаемые выплаты за декабрь 2005 г. |
Не облагаем согласно ст. 238 НК |
Налоговая база за IV кв. в ФСС |
Налоговая база 2005 г. в ФСС |
Арделян |
270 211 |
— |
10211 |
260 000 |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
— |
90 000 |
350 000 |
Ковалев |
210 000 |
20 000 |
— |
190 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
— |
60 000 |
250 000 |
Суслов |
35 000 |
— |
35 000 |
0 |
— |
— |
— |
15 000 |
— |
— |
Итого |
515 211 |
20 000 |
45 211 |
450 000 |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
15 000 |
150 000 |
650 000 |
Форма 1
Наименование показателя |
Код строки |
ФБ |
ФСС |
ФФОМС, ТФОМС |
Налоговая база за налоговый период, всего |
0100 |
650 000 |
600 000 |
650 000 |
в том числе: за последний квартал налогового периода (стр. 0120 + стр. 0130 + стр. 0140) |
0110 |
165 000 |
150 000 |
165 000 |
из них: — 1 месяц |
0120 |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
— 2 месяц |
0130 |
65 000 |
50 000 |
65 000 |
— 3 месяц |
0140 |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
Форма 2
Наименование показателя |
Код строки |
ФБ, ФФОМС, ТФОМС |
ФСС |
Примечание. Выплаты, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в налоговом периоде; выплаты, не уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в налоговом периоде |
1000 |
20 000 |
20 000 |
Суммы, не подлежащие налогообложению в налоговом периоде в соответствии со статьей 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) |
1100 |
10211 |
60 211 |
Таблица 3
Расчет налога в федеральный бюджет (с сумм налоговой базы до 280 000 руб. — 20%, от 280 000 до
600 000 руб. — 56 000 руб. + 7,9%)
Ф. И. О. |
Облаг. налог, база за 9 мес. |
ЕСН в ФБ за 9 мес. |
Облаг. налог, база за 10 мес. |
ЕСН в ФБ за 10 мес. |
ЕСН вФБ за октябрь |
Облаг. налог, база за 11 мес. |
ЕСН в ФБ за 11 мес. |
ЕСН в ФБ за ноябрь |
Облаг. налог, база за 2005 г. |
ЕСН в ФБ за 2005 г. |
ЕСН в ФБ за Декабрь |
Арделян |
260 000 |
52 000 |
290 000 |
56 790 |
4790 |
320 000 |
59 160 |
2370 |
350 000 |
61 530 |
2370 |
Ковалев |
190 000 |
38 000 |
210 000 |
42 000 |
400 |
230 000 |
46 000 |
4000 |
250 000 |
50 000 |
4000 |
Суслов |
35 000 |
7000 |
35 000 |
7000 |
0 |
50 000 |
1000 |
3000 |
50 000 |
10 000 |
0 |
Итого |
485 000 |
97 000 |
535 000 |
105 790 |
8790 |
600 000 |
115160 |
9370 |
650 000 |
121 530 |
6370 |
Для строки: |
|
|
|
0220 |
|
|
0230 |
|
0200 |
0240 |
Таблица 4
Расчет налога в ФСС (с сумм налоговой базы до 280 000 руб. — 3,2%, от 280 000 до 600 000 руб. — 89 960
руб.+ 1,1%)
Ф. И. О. |
Облаг. налог, база за 9 мес. |
ЕСН в ФСС за 9 мес. |
Облаг. налог, база за 10 мес. |
ЕСН в ФСС за 10 мес. |
ЕСН в ФСС за октябрь |
Облаг. налог, база за 11 мес. |
ЕСН в ФСС за 11 мес. |
ЕСН в ФСС за ноябрь |
Облаг. налог, база за 2005 г. |
ЕСН в ФСС за 2005 г. |
ЕСН в ФСС за декабрь |
Арделян |
260 000 |
8320 |
290 000 |
9070 |
750 |
320 000 |
9400 |
30 |
350 000 |
9730 |
330 |
Ковалев |
190 000 |
6080 |
210 000 |
6720 |
640 |
230 000 |
7360 |
640 |
250 000 |
8000 |
640 |
Суслов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
485 000 |
14 400 |
535 000 |
15 790 |
1390 |
600 000 |
16 760 |
970 |
650 000 |
17 730 |
970 |
Для строки: |
|
|
|
0220 |
|
|
0230 |
|
0200 |
0240 |
Таблица 5
Расчет налога в ФФОМС (с сумм налоговой базы до 280 000 руб. — 0,8%, от 280 000 до 600 000 руб. —
- 2240 руб. + 0,5%)
Ф. И. О. |
Облаг. налог, база за 9 мес. |
ЕСН в ФФОМС за 9 мес. |
Облаг. налог. база за 10 мес. |
ЕСН в ФФОМС за 10 мес. |
ЕСН в ФФОМС за октябрь |
Облаг. налог. база за 11 мес. |
ЕСН в ФФОМС за 11 мес. |
ЕСН в ФФОМС за ноябрь |
Облаг. налог, база за 2005 г. |
ЕСН в ФФОМС за 2005 г. |
ЕСН в ФФОМС за декабрь |
Арделян |
260 000 |
2080 |
290 000 |
2290 |
210 |
320 000 |
2440 |
150 |
350 000 |
2590 |
150 |
Ковалев |
190 000 |
1520 |
210 000 |
1680 |
160 |
230 000 |
1840 |
160 |
250 000 |
2000 |
160 |
Суслов |
35 000 |
280 |
35 000 |
280 |
0 |
50 000 |
400 |
120 |
50 000 |
400 |
0 |
Итого |
485 000 |
3880 |
535 000 |
4250 |
370 |
600 000 |
4680 |
430 |
650 000 |
4990 |
310 |
Для строки: |
|
|
|
0220 |
|
|
0230 |
|
0200 |
0240 |
Таблица 6
Расчет налога в ТФОМС (с сумм налоговой базы до 280 000 руб. — 2%, от 280 000 до 600 000 руб. —
- 5600 руб. + 0,5%)
Ф. И. О. |
Облаг. налог, база за 9 мес. |
ЕСН в ФФОМС за 9 мес. |
Облаг. налог. база за 10 мес. |
ЕСН в ФФОМС за 10 мес. |
ЕСН в ФФОМС за октябрь |
Облаг. налог. база за 11 мес. |
ЕСН в ФФОМС за 11 мес. |
ЕСН в ФФОМС за ноябрь |
Облаг. налог, база за 2005 г. |
ЕСН в ФФОМС за 2005 г. |
ЕСН в ТФОМС за декабрь |
Арделян |
260 000 |
5200 |
290 000 |
5650 |
450 |
320 000 |
5800 |
150 |
350 000 |
5950 |
150 |
Ковалев |
190 000 |
3800 |
210 000 |
4200 |
400 |
230 000 |
4600 |
400 |
250 000 |
5000 |
400 |
Суслов |
35 000 |
700 |
35 000 |
700 |
0 |
50 000 |
1000 |
300 |
50 000 |
1000 |
0 |
Итого |
485 000 |
9700 |
535 000 |
10 550 |
850 |
600 000 |
11 400 |
850 |
650 000 |
11 950 |
550 |
Для строки: |
|
|
|
0220 |
|
|
0230 |
|
0200 |
0240 |
В рамках рассматриваемого примера рассчитаем сумму налогового вычета. Поскольку им являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС) в целом, то сумму налогового вычета рассчитаем из совокупного тарифа независимо от даты рождения каждого физического лица, но с учетом интервалов облагаемой базы, установленных ст. 22 Закона № 167-ФЗ (с сумм облагаемой взносами базы: до 280 000 руб. —14%, от 280 000 до 600 000 руб. — 39 200 руб. + 5,5%) (см. табл. 7).
На основании произведенных расчетов можно заполнить строки 0300—0340 показателя «Налоговый вычет» Раздела 2 декларации (см. форму 4).
Поскольку организация использует налоговые льготы согласно подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ в отношении выплат, производимых инвалиду III группы Суслову, заполним строки 0400—0440 показателя «Налоговая льгота» Раздела 2 декларации (см. форму 5).
В связи тем что налоговая база в части ФСС по начислениям Суслову по гражданско-правовому договору не формировалась, то выплат, учитываемых при определении налоговых льгот в части ФСС, не существует. По этой причине в графе 4 данного блока проставлены прочерки.
Согласно принятой методике, чтобы рассчитать показатель строк 0500—0540 «Сумма налога, не подлежащая уплате в связи с применением налоговых льгот» Раздела 2 декларации, нужно умножить льготируемые выплаты (по строкам 0400—0440) на максимальную ставку, установленную ст. 241 НК РФ для соответствующего бюджета, а для ФБ — на 6% (20% - 14%) (см. форму 6).
На данном этапе по имеющимся данным можно определить фактическую сумму налоговых обязательств, подлежащих уплате налогоплательщиком и начислению налоговым органом в карточку РСБ — строки 0600—0640 показателя «Начислено налога» Раздела 2 декларации (см. форму 7).
Форма 3
ФБ |
ФСС |
ФФОМС |
ТФОМС | ||
Сумма исчисленного налога за налоговый период, всего |
0200 |
121 530 |
17 730 |
4990 |
11 950 |
в том числе: за последний квартал налогового периода (стр. 0220 + стр. 0230 + стр. 0240) |
0210 |
24 530 |
3330 |
1110 |
2250 |
из них: — 1 месяц |
0220 |
8790 |
1390 |
370 |
850 |
— 2 месяц |
0230 |
9370 |
970 |
430 |
850 |
— 3 месяц |
0240 |
6370 |
970 |
310 |
550 |
Таблица 7
Ф. И. О. |
Облаг. база ОПС за 9 мес. |
Взносы на ОПС за 9 мес. |
Облаг. база за 10 мес. |
Взносы на ОПС за 10 мес. |
Взносы на ОПС за октябрь |
Облаг. база за 11 мес. |
Взносы на ОПС за 11 мес. |
Взносы на ОПС за ноябрь |
Облаг. база за 2005 г. |
Взносы на ОПС за 2005 г. |
Взносы на ОПС за декабрь |
Арделян |
260 000 |
36 400 |
290 000 |
39 750 |
3350 |
320 000 |
41 400 |
1650 |
350 000 |
43 050 |
1650 |
Ковалев |
190 000 |
26 600 |
210 000 |
29 400 |
2800 |
230 000 |
32 200 |
2800 |
250 000 |
35 000 |
2800 |
Суслов |
35 000 |
4900 |
35 000 |
4900 |
0 |
50 000 |
7000 |
2100 |
50 000 |
7000 |
0 |
Итого |
485 000 |
67 900 |
535 000 |
74 050 |
6150 |
600 000 |
80 600 |
6550 |
650 000 |
85 050 |
4450 |
Для строки: |
|
|
|
0320 |
|
|
0330 |
|
0300 |
0340 |
Форма 4
Наименование показателя |
Код строки |
ФБ |
Налоговый вычет за налоговый период, всего |
0300 |
85 050 |
в том числе: за последний квартал налогового периода
|
0310 |
17 150 |
из них: — 1 месяц |
0320 |
6150 |
— 2 месяц |
0330 |
6550 |
— 3 месяц |
0340 |
4450 |
Форма 5
ФБ, ФФОМС, ТФОМС |
ФСС | ||
Сумма выплат и вознаграждений, учитываемых при определении налоговых льгот за налоговый период, всего |
0400 |
50 000 |
— |
в том числе: за последний квартал налогового периода
|
0410 |
15 000 |
— |
из них: — 1 месяц |
0420 |
— |
— |
— 2 месяц |
0430 |
15 000 |
— |
— 3 месяц |
0440 |
— |
— |
Данные о суммах начисленного налога по показателям «За месяц» (кроме графы 4 — ФСС) должны быть перенесены в Раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды» декларации — лист начислений.
При этом в части ФСС расчет налоговых обязательств продолжается. Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога в части ФСС уменьшается на сумму расходов на социальное страхование, принятых у ООО «Гранит» органами ФСС по случаю временной нетрудоспособности в марте 2005 года в размере 9076 руб. (за вычетом 2 дней от начисленной исходя из норматива суммы пособия Арделяну — 10 211 руб.) (см. форму 8).
Данные о суммах начисленного налога по показателям «За месяц» тоже должны быть перенесены в Раздел 1.
Обязательным к заполнению всеми налогоплательщиками является Раздел 2.1 декларации «Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии».
Исходя из начисленных Ковалеву и Суслову в 2005 году сумм, облагаемых ЕСН (в размере до 280 000 руб. каждому), и выплат Арделяну (в размере 350 000 руб., то есть в интервале от 280 000 до 600 000 руб.) Раздел 2.1 заполняется следующим образом (см. форму 9).
Поскольку 000 «Гранит» использовало при исчислении ЕСН налоговые льготы в соответствии со ст. 239 НК РФ, обязательным для заполнения будет являться Раздел 3 декларации, в котором указываются данные об инвалидах и суммы налоговой базы, освобождаемые от уплаты налога (без разбивки по бюджетам) (см. форму 10).
После заполнения всех необходимых разделов нужно заверить указанные в них данные подписями должностных лиц, пронумеровать все страницы декларации (в поле, расположенном в верхней части каждого листа) и заполнить титульный лист. Декларация готова к представлению в налоговый орган.
Форма 6
Наименование показателя |
Код строки |
ФБ |
ФСС |
ФФОМС |
ТФОМС |
Сумма налога, не подлежащая уплате в связи с применением налоговых льгот за налоговый период, всего (гр. 3 = стр. 0400 х 20% (15,8%) : 100% - стр. 0400 х 14% (10,3%) : 100%); (гр. 4, 5, 6 = стр. 0400 х (3,2%; 0,8%; 2%) : 100%) |
0500 |
3000 |
400 |
— |
1000 |
в том числе: за последний квартал налогового периода (стр. 0520 + стр. 0530 + стр. 0540) |
0510 |
900 |
— |
120 |
300 |
из них: — 1 месяц |
0520 |
— |
— |
— |
— |
— 2 месяц |
0530 |
900 |
— |
120 |
300 |
— 3 месяц |
0540 |
— |
— |
— |
— |
Форма 7
Наименование показателя |
Код строки |
ФБ |
ФСС |
ФФОМС |
ТФОМС |
Начислено налога за налоговый период, всего (гр. 3 = стр. 0200 -стр. 0300 - стр. 0500; гр. 4, 5, 6 = стр. 0200 - стр. 0500) |
0600 |
36 180 |
17 730 |
4590 |
10 950 |
в том числе: за последний квартал налогового периода (стр. 0620 + стр. 0630 + стр. 0640) (гр. 3 = стр. 0210 - стр. 0310 - стр. 0510; гр. 4, 5, 6 = стр. 0210 - стр. 0510) |
0610 |
6480 |
3330 |
990 |
1990 |
из них:
|
0620 |
2640 |
1390 |
370 |
850 |
— 2 месяц (гр. 3 = стр. 0230 - стр. 0330 - стр. 0530; гр. 4, 5, 6 = стр. 0230 - стр. 0530) |
0630 |
1920 |
970 |
310 |
550 |
— 3 месяц (гр. 3 = стр. 0240 - стр. 0340 - стр. 0540; гр. 4, 5, 6 = стр. 0240 - стр. 0540) |
0640 |
1920 |
970 |
310 |
550 |
Форма 8
Наименование показателя |
Код строки |
ФСС |
Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за счет средств ФСС за налоговый период, всего |
0700 |
9076 |
в том числе: за последний квартал налогового периода (стр. 0720 + стр. 0730 + стр. 0740) |
0710 |
— |
из них:
|
0720 |
— |
— 2 месяц |
0730 |
— |
— 3 месяц |
0740 |
— |
Возмещено исполнительным органом ФСС за налоговый период, всего |
0880 |
— |
в том числе: за последний квартал налогового периода (стр. 0820 + стр. 0830 + стр. 0840) |
0810 |
— |
из них:
|
0820 |
— |
— 2 месяц |
0830 |
— |
— 3 месяц |
0840 |
— |
Подлежит начислению в ФСС за налоговый период, всего (стр. 0600 - стр. 0700 + стр. 0800) |
0990 |
8654 |
в том числе: за последний квартал налогового периода (стр. 0920 + стр. 0930 + стр. 0940) (стр. 0610 - стр. 0710 + стр. 0810) |
0910 |
3330 |
из них:
|
0920 |
1390 |
— 2 месяц (стр. 0630 - стр. 0730 + стр. 0830 |
0930 |
970 |
— 3 месяц (стр. 0640 - стр. 0740 + стр. 0840) |
0940 |
970 |
Форма 9
Раздел 2.1. Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии
|
Код строки |
Налоговая база за налоговый период (руб.) |
Численность физических лиц (чел.) | ||||
ФБ |
ФСС |
ФФОМС, ТФОМС |
ФБ |
ФСС |
ФФОМС, ТФОМС | ||
До 280 000 руб. |
010 |
300 000 |
250 000 |
300 000 |
2 |
1 |
2 |
От 280 001 руб. до 600 000 руб., в том числе: |
020 |
350 000 |
350 000 |
350 000 |
1 |
1 |
1 |
280 000 руб. |
021 |
280 000 |
280 000 |
280 000 |
1 |
1 |
1 |
сумма, превышающая 280 000 руб. |
022 |
70 000 |
70 000 |
70 000 |
X |
X |
X |
Свыше 600 000 руб., в том числе: |
030 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
600 000 руб. |
031 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
сумма, превышающая 600 000 руб. |
032 |
— |
— |
— |
X |
X |
X |
ИТОГО: (стр. 010 + стр. 020 + стр. 030) |
040 |
650 000 |
600 000 |
650 000 |
3 |
2 |
3 |
Форма 10
Раздел 3. Выплаты, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, включаемые в строки 0400—0440 Раздела 2
№ п/п |
Ф. И. О. |
Справка учреждения медико-социальной экспертизы |
Выплаты по каждому физическому лицу — инвалиду (руб.) | |||||
дата выдачи |
на какой срок установлена инвалидность |
всего за налоговый период |
в том числе за последние три месяца налогового периода |
из них: | ||||
1 месяц |
2 месяц |
3 месяц | ||||||
1. |
Суслов |
01.03.2005 |
1 год |
50 000 |
15 000 |
— |
15 000 |
— |
Итого: (код строки 020) |
X |
X |
X |
50 000 |
15 000 |
— |
15 000 |
— |