Независимые эксперты уверены, что закупки госкомпаний тоже надо переводить на процедуры, которые стали обязательными для государственных органов.
Объем госзакупок сегодня, по словам главы Минфина Алексея Кудрина, составляет около 4 трлн руб. А суммы, которые тратят на необходимые им товары госкомпании, по оценке аналитиков, также насчитывают девять нулей — порядка 2 трлн руб.
Между тем основные нарушения при закупках для государственных нужд и для потребностей госкомпаний почти не отличаются друг от друга. Их общая болезнь — формирование торговой процедуры таким образом, чтобы в ней мог победить только один, «любимый» поставщик.
Например, государственная компания «Транснефть», учрежденная, кстати, правительством, настаивает на покупке целого пакета труб различного диаметра, отказываясь приобретать продукцию прямого производителя, выпускающего трубы только одного размера. В результате тендер выигрывает посредник, который комплектует лот из продукции нескольких производителей.
Эта ситуация до боли похожа на тендер, который проводило медицинское государственное учреждение, заставлявшее производителя сложного медицинского оборудования докупать бинты и зеленку, причем в течение полутора дней. В результате на торгах опять же победил посредник.
Еще одна примочка руководителей госпредприятий — определение в условиях тендера таких сроков оплаты, которые могут заинтересовать только одного, заведомо предупрежденного поставщика, — 180 дней. Все другие потенциальные партнеры всерьез воспринимают этот длинный срок, но близкая сердцу покупателя фирма знает, что в реальности она получит оплату дней через десять.
Некоторые продвинутые руководители госкомпаний пошли гораздо дальше отпугивания ненужных поставщиков длительными сроками ожидания оплаты. Они требуют от потенциальных поставщиков внесения аванса в размере 1/3 от суммы будущих закупок. Причем от всех сразу. И это не шутка, а наша ежедневная реальность.
Поставщик вместо того, чтобы получить деньги за свой товар, наоборот, должен внести аванс, даже не зная, утвердят ли его победителем данного аукциона.
Но, пожалуй, чемпионами по махинациям в закупках стали госкомпании, которые требуют с поставщиков 50 000 руб. только за то, чтобы они смогли ознакомиться с номенклатурой закупаемых товаров и услуг. Вот и верь после этого русской пословице «За спрос денег не берут». Берут.
Выходом из абсурдной ситуации могут стать нормальные регламенты закупочной деятельности, считает директор межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Дмитрий Мишутин. Госкомпании должны сами разрабатывать такие документы, а утверждать их лучше на вышестоящем уровне, например в соответствующем министерстве. Не помешает согласовывать закупочные регламенты с общественными советами, благо они уже созданы почти при всех госведомствах.
Еще один необходимый шаг — проведение закупок для нужд по крайней мере крупных госкомпаний через электронные торги. Ведь опыт их проведения при закупках для государственных нужд есть. Согласно распоряжению премьер-министра Владимира Путина с начала нынешнего года федеральные министерства должны закупать 23 наименования товаров и услуг через электронные торги. Причем правительство надеется сэкономить порядка 1 трлн руб.
Существует опыт проведения электронных торгов и при закупках госкомпаний. Сразу семь заводов, входящих в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), недавно перешли на закупки через электронные торги. Госкорпорация «Росатом» пошла по пути унификации ряда бизнес-процессов, чтобы закупки проходили по единым регламентам через электронные площадки.
Вопрос в том, чтобы позитивный опыт не оставался уделом узкого круга госкомпаний. Президент Дмитрий Медведев ставит задачу снижения доли посредников в нашей экономике. Так почему бы не начать ее решать с государственных компаний, чтобы опять слова не разошлись с делами?