По данным Росавиации, в прошлом году российские авиакомпании сократили перевозки пассажиров до 45,1 млн человек, что на 9,4% меньше уровня 2008 г. Прогнозы были более пессимистичными. В начале декабря экс-руководитель авиационного ведомства Геннадий Курзенков (сейчас возглавляет Ространснадзор) говорил, что отечественные авиакомпании в 2009 г. снизят объем пассажирских перевозок на 10—11%. Неплохие показатели работы отрасли в целом омрачаются финансовыми проблемами ряда крупных авиакомпаний, находящихся на грани дефолта.
В 2009 г. на международных рейсах российские авиакомпании перевезли 21,3 млн человек, что на 9,9% меньше уровня 2008 г. На международном уровне существенно пострадали пассажирские перевозки между Российской Федерацией и странами СНГ: их объем сократился в прошлом году на 15,3%. На внутренних рейсах перевезено 23,8 млн человек, что на 9% меньше аналогичного показателя предыдущего года. Наибольшее падение произошло в сегменте местных перевозок — 17% к уровню 2008 г.
Пассажирооборот упал на 8,3% и составил 112468948,1 тыс. пасс. км. Международные перевозки закончили год с падением пассажирооборота на 9,3%, внутренние — на 6,9%.
Несмотря на то что в кризис был зафиксирован большой избыток провозных мощностей, в 2009 г. показатель занятости пассажирских кресел возрос на 0,3 п.п. — до 74,3%. Увеличился и процент коммерческой загрузки самолетов на 1,8%. Это свидетельствует о том, что на фоне падения рынка авиакомпании стремились повысить окупаемость услуг.
В Топ-5 лидеров российской гражданской авиации по пассажирообороту и пассажирским перевозкам вошли «Аэрофлот — российские авиалинии», «Трансаэро», «Сибирь» (S7), ГТК «Россия» и «ЮТэйр». Среди пятерки лидеров в плюсе закончили год «Трансаэро» (пассажирооборот — +6,7%, пассажирские перевозки — +3,6%) и «ЮТэйр» (пассажирооборот — +15,1%, пассажирские перевозки — +9,3%).
Наибольшее годовое падение в первой пятерке пережила «Сибирь»: пассажирооборот упал на 27,1%, а число перевезенных пассажиров на 22,3%. В прошлом году авиакомпания чуть не стала банкротом. На данный момент общий объем долга «Сибири», которая недавно перевела контрольный пакет акций из Сбербанка РФ в Альфа-банк, — чуть более 9 млрд руб. Эксперты полагают, что для решения финансовых проблем в 2010 г. у авиакомпании может появиться необходимость в новых кредитах.
На втором месте по сокращению показателей — ГТК «Россия»: пассажирооборот авиакомпании упал на 21,2%, а число перевезенных пассажиров на 15,4%. В настоящее время перевозчик, долг которого оценивается в 6 млрд руб., находится в предбанкротном состоянии. Чистый убыток ГТК «Россия» по итогам 2009 г. составил 1,3 млрд руб. О планах Правительства РФ в отношении авиакомпании 30 января рассказала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. ФГУП собираются акционировать и передать контрольный пакет акций городским властям, которые образуют на его основе новую авиакомпанию. По словам губернатора, план по выводу ГТК «Россия» из кризиса, предполагающий господдержку в размере 3,9 млрд руб., в течение недели будет направлен на рассмотрение председателю правительства Владимиру Путину.