Может ли сумма убытков, указанная в досудебной претензии, отличаться от той суммы, которая отражена в исковом заявлении? На этот вопрос ответил ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 24.12.2009 по делу № А03-6649/2009.
С расчетного счета организации были списаны денежные средства. Распоряжение на это она не давала и посчитала действия банка незаконными.
По договору банковского счета до предъявления иска в суд в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением банком своих обязательств клиент должен предъявить ему претензию. Что и сделала организация. Ответа не последовало, и организация, решив, что банк не принял мер по исключению возможности списания средств по подложному платежному документу, отправилась в суд.
Суд первой инстанции оставил исковое заявление без рассмотрения из-за того, что представленная банку досудебная претензия не может рассматриваться в качестве доказательства соблюдения организацией-клиентом претензионного порядка урегулирования спора, поскольку сумма убытков, указанная в претензии, больше суммы приведеной в исковом заявлении. Суд отметил, что из текста претензии не усматриваются номера и даты платежных документов, по которым, как утверждала организация, незаконно списывались денежные средства.
Апелляция и кассация рассудили иначе.
Факт направления истцом претензии и факт ее получения банком не оспариваются. Предмет заявленных исковых требований тождествен требованиям претензии, а несоответствие между суммами не позволяет сделать вывод о несоблюдении организацией претензионного порядка. Дело в том, что законом на истца не возлагается обязанность обращаться в суд с иском именно на ту сумму, на которую была предъявлена претензия.