Сейчас уже трудно себе представить динамичное развитие бизнеса без расходов на рекламу И гостиничный бизнес — не исключение. Не будем говорить об экономической целесообразности этих расходов, рассмотрим лучше необходимость исчисления гостиницами ЕНВД при наличии наружной рекламы.
Гостиницы, размещая рекламные объявления, стараются как можно более подробно и интересно рассказать о предоставляемых услугах. Но далеко не все услуги гостиницы оказывают постояльцам собственными силами. Причинами могут быть отсутствие лицензии на тот или иной вид деятельности, недостаток специалистов и так далее. Есть специфические услуги, требующие наличия определенных знаний и дополнительных затрат. Например, услуги междугородной и международной связи, Интернет, трансфер или транспортные услуги в самом отеле, общественное питание и казино. При этом по некоторым из этих услуг гостиницы выступают в роли посредника между гостем и исполнителем (например, по услугам связи), а услуги ресторана или казино исполнители оказывают гостям отеля напрямую. В этом случае гостиница — арендодатель, а казино или ресторан — арендатор. Обычно в первом случае дополнительную услугу могут получить только постояльцы. В то время как посещение казино или ресторана обычно никак не связано с проживанием в отеле. Размещение такого рода заведений в гостинице повышает интерес проживающих, но совсем не ограничивает доступ со стороны.
Гостиница стремится прорекламировать все предоставляемые услуги. Поэтому ее реклама невольно содержит рекламу других организаций.
С 01.01.2005 распространение и (или) размещение наружной рекламы относится к видам предпринимательской деятельности, по которым может применяться ЕНВД (подп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). На основании указанной нормы ЕНВД был введен и в г. Москве (Закон г. Москвы от 24.11.2004 №75).
Под распространением и (или) размещением наружной рекламы понимают деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, связанную с извлечением доходов от оказания услуг по предоставлению и (или) использованию принадлежащих им (арендуемых или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств наружной рекламы для размещения (распространения) рекламной информации о других физических и юридических лицах, их деятельности, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях (ст. 346.27 НК РФ).
Фактически из этого следует, что если на стационарном средстве наружной рекламы (например, щите) размещена рекламная информация о производимых организацией товарах, работах, услугах, то эта организация не подлежит переводу на ЕНВД — она не извлекает доход от такого размещения.
Контролирующие органы придерживаются такой же позиции. Например, Минфин РФ в Письме от 10.11.2004 № 22-0-10/1760® «О порядке применения отдельных положений главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности НК РФ» или в Письме УФНС по г. Москве от 18.07.2005 № 18-11/3/50759 (ответ на частный запрос).
По нашему мнению, если гостиница рекламирует не только свой номерной фонд, но и услуги междугородной и международной связи или транспортное обслуживание, иначе говоря, указывает любые дополнительные услуги для постояльцев, то оснований для перевода на ЕНВД нет. Ведь фактически гостиница в таком случае рекламирует собственную основную услугу — проживание.
Хуже, когда в рекламном объявлении гостиницы на стационарном носителе есть информация о стороннем казино или ресторане. Если посещать эти заведения могут не только проживающие, получается, что гостиница рекламирует чужие услуги за свой счет. Эти услуги можно трактовать как безвозмездно оказанные, если нет договоренности с казино или рестораном о возмещении расходов на рекламу. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных НК, признается реализацией (ст. 39 НК РФ). Такой случай предусмотрен в главе 21 НК РФ для НДС. А для ЕНВД никаких оговорок в главе 26.3 НК нет.
Однако, по нашему мнению, и при наличии договоренности о возмещении понесенных гостиницей расходов на рекламу во избежание риска доначисления НДС можно избежать перевода гостиницы на ЕНВД.
Как было отмечено выше, ЕНВД облагается только предпринимательская деятельность (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом согласно ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Кроме того, эта деятельность должна быть связана с извлечением дохода. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций» НК РФ (ст. 41 НК РФ).
Гостиница же, размещая рекламу арендаторов, не ведет деятельность, направленную на получение прибыли от услуг по размещению рекламы (даже при наличии возмещения расходов). Возмещение может преследовать две цели: сэкономить средства самой гостиницы на размещение наружной рекламы своих собственных услуг (есть договор об объединении средств для изготовления общей рекламы) или привлечь клиентов, пообещав дополнительные удобства, которых нет в другой гостинице.