С перевозками сталкиваются многие компании. Для одних это основной вид деятельности, другие выступают в роли заказчиков. Кто-то возит товары из одного российского города в другой, не пересекая границ страны. Другие осуществляют перевозки за рубеж или, наоборот, привозят товары из-за границы. Но, несмотря на различия, изменения, вносимые в правила налогообложения перевозок, интересны всем.
Возим по РФ
С 01.01.2006 в п. 1 ст. 148 НК РФ «Место реализации работ (услуг)» появились два новых подпункта: 4.1 и 4.2.
Территория Российской Федерации признается местом реализации услуг по перевозке, если эти услуги, а также услуги, непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываются российскими организациями или индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ (абз. 1 подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Это правило касается всех видов перевозок.
Услуги по перевозке считаются реализованными на территории РФ при одновременном соблюдении двух условий:
1) услуги по перевозке оказываются российской организацией. По Налоговому кодексу РФ под термином «российские организации» понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Это могут быть хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия, а также некоммерческие организации (глава 4 ГК РФ);
2) перевозки выполняются по маршруту Россия — Россия, Россия — зарубежье, зарубежье — Россия.
Аренда транспорта с экипажем
Согласно абз. 2 подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг признается Российская Федерация, если транспортные средства по договору фрахтования, предполагающего перевозку, предоставляются российскими организациями (предпринимателями) и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ. По договору фрахтования одна сторона (арендодатель) предоставляет другой стороне (арендатору) транспортное средство с экипажем (ст. 632 ГК РФ). То есть если российская организация (предприниматель) предоставляет транспортное средство с экипажем третьему лицу, а тот осуществляет перевозки по маршруту Россия — Россия, Россия — зарубежье, зарубежье — Россия, то местом реализации услуг арендодателя будет Россия.
Услуги, связанные с перевозкой товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита
В случае если налогоплательщик оказывает услуги, выполняет работы, непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, нужно применять подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ. Такие услуги (работы) будут считаться реализованными в Российской Федерации, если они оказаны (выполнены) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория РФ.
Понятие «место осуществления деятельности» раскрывается в п. 2 ст. 148 НК РФ. Отдельно определено, что считать местом деятельности перевозчика. Поскольку в подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ речь идет не о перевозках, а о связанных с ними услугах, то применяются общие правила определения места осуществления деятельности.
Согласно общему правилу «местом осуществления деятельности» исполнителем, подрядчиком будет считаться место его государственной регистрации (инкорпорации), место нахождения постоянного представительства, если услуги (работы) оказываются (выполняются) через это постоянное представительство (п. 2 ст. 148 НК РФ).
Иные не перечисленные в подп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ перевозки и связанные с ними услуги и работы не относятся к реализованным на территории РФ (подп. 5 п. 1.1 ст. 148НКРФ).
При применении перечисленных норм могут возникнуть вопросы
1. Существуют ли риски для иностранных компаний, осуществляющих международные перевозки с пунктом посадки (высадки) в России?
Как мы указали выше, перевозки, осуществляемые иностранными компаниями в Российской Федерации, НДС не облагаются. Правда, многие эксперты высказывают предположения о том, что налоговые органы при проверке налогоплательщиков могут прийти к другому выводу. Основанием для такого предположения служит то, что в 2006 году, как и в 2005 году, действует абз. 2 п. 2 ст. 148 НК РФ. Там сказано, что местом осуществления деятельности организации, предоставляющей услуги по перевозке, не признается территория РФ, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами РФ. То есть местом осуществления деятельности иностранной компании, осуществляющей, например, пассажирские авиаперевозки по маршруту Москва — Нью-Йорк, будет являться Россия, а значит, перевозки облагаются НДС.
Это неверно, поскольку в подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ теперь установлены случаи, когда местом реализации перевозки будет являться Россия. А подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ указывает на то, что этот перечень закрытый и расширенному толкованию не подлежит.
Кроме того, абз. 2 п. 2 ст. 148 НК РФ раскрывает понятие «место осуществления деятельности» налогоплательщика, а не «место реализации услуг (работ)». Случай, когда место реализации определяется по месту осуществления деятельности налогоплательщика приведен в подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ: местом реализации услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита, признается место осуществления деятельности исполнителя (подрядчика).
Предыдущая редакция ст. 148 НК РФ в части определения места реализации перевозок вызывала немало вопросов. Так, например, авиаперевозки с пунктом посадки или высадки в РФ, выполняемые иностранными авиакомпаниями, по общему правилу облагались НДС. Однако компании, имеющие в России постоянные представительства, состоящие на учете в налоговых органах, и компании, не имеющие таких представительств, при продаже билетов физическим лицам оказывались в разном положении. Первые должны были уплатить НДС, вторые — нет, потому что не должны были исполнять обязанности по уплате НДС самостоятельно, а физические лица не являлись налоговыми агентами. Компании, не имеющие представительства, заключившие договор перевозки с российским юридическим лицом, получали свой доход за вычетом удержанного российским лицом НДС. У компаний, не имеющих представительств и продавших авиабилеты физическим лицам, НДС было удерживать некому. Теперь эти вопросы сняты.
2. Еще один вопрос применения ст. 148 в новой редакции — налогообложение перевозок, осуществляемых на арендованных транспортных средствах.
В абз. 2 подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ определено место реализации услуг арендодателя и не определено место реализации услуг арендатора, оказываемых им третьим лицам.
Поэтому место реализации услуг по перевозке на арендованных транспортных средствах определяется согласно абз. 1 подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ.
3. Что будет, если заказчик уплатил перевозчику НДС, а место реализации или ставка были определены неверно?
При заключении договоров сторонам следует внимательно анализировать, является ли местом реализации Россия. Если да, то по какой ставке облагается перевозка? Если подрядчик ошибочно предъявит заказчику НДС, то заказчику могут отказать в вычете.
В Постановлении ВАС РФ от 20.12.2005 № 9252/05 признано верным решение суда первой инстанции, отказавшего заказчику в применении вычетов по НДС, ошибочно предъявленному ему исполнителем по ставке 18% вместо 0%.
Суд указал, что участники хозяйственных отношений не могут произвольно применять ставки НДС. И право заказчика применить вычет допустимо лишь в той ситуации, когда НДС ему предъявляет лицо, не являющееся налогоплательщиком или освобожденное от исполнения обязанностей налогоплательщика (п. 5 ст. 173 НК РФ). А произвольное применение ставки или произвольное определение места реализации услуг под эти случаи не подпадают. В такой ситуации, как показывает анализ Постановления ВАС РФ, налогоплательщику не смогут помочь ни ссылка на уплату НДС исполнителем, ни отсутствие каких-либо потерь у бюджета.