В четверг на заседании Правительства были рассмотрены основные направления таможенной политики России на 2007—2009 годы.
Главной особенностью этой политики, полагают в МЭРТ, является ее многофункциональность. Это и поддержка разумного соотношения ввоза и вывоза товаров, и защита экономических интересов отдельных отраслей промышленности, и рационализация товарной структуры ввоза, и пополнение доходной части бюджета, и обеспечение равных условий конкуренции.
В 2007—2009 годах усилия государства будут сосредоточены на совершенствовании таможенно-тарифных мер — таможенной политики в части таможенных платежей и таможенном администрировании.
Предпринимателям обещают снизить налоговую нагрузку по широкой номенклатуре товаров, не чувствительных к импорту. При этом Правительство готово выборочно защищать конкурентоспособные отечественные предприятия путем сохранения относительно высоких ставок таможенного тарифа.
В первую очередь ожидается снижение абсолютного размера ставок ввозных пошлин на большую часть номенклатуры технологического оборудования. Этим шагом Правительство намерено стимулировать отечественных производителей к перевооружению производств. Для нашей страны это крайне актуально ввиду высокого износа основных фондов на большинстве российских предприятий.
В Правительстве полагают, что отмена пошлин позволит перевооружить и модернизировать ряд крупнейших предприятий легкой и пищевой промышленности, нефтегазовой, деревообрабатывающей, медицинской, металлургической, авиационной, судостроительной, электронной отраслей промышленности, средств связи и сельского хозяйства. В свою очередь, это будет способствовать увеличению объемов производства и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
При подготовке предложений о снижении ставок ввозных таможенных пошлин приоритет отдавался предложениям, связанным с импортом высокотехнологичного оборудования, поставка которого способна не только заметно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, но и минимизировать негативные последствия от роста импорта для нашего станкостроения.
Правительство намерено также изменить подход к налогообложению товаров, ввозимых в Россию и произведенных на территориях свободных экономических зон, расположенных в странах СНГ.
Проблема заключается в том, что произведенные там товары изготавливаются из импортных материалов и компонентов, ввезенных на их территорию беспошлинно. В Россию они поставляются также без уплаты ввозной таможенной пошлины, что ставит отечественных производителей аналогичной продукции в неравные конкурентные условия.
На уровне Правительства принято решение определить критерии происхождения для отдельных видов товаров в виде перечня технологических операций, осуществление которых позволит признать или не признать товар происходящим из той страны, в которой он был изготовлен. Такой подход к определению критериев происхождения, по мнению экспертов, является наиболее понятным и прозрачным и для таможенных органов, и для участников внешнеэкономической деятельности.
С целью более гибкого реагирования на изменение конъюнктуры цен в отношении ряда сельскохозяйственных продуктов планируется активнее применять сезонные пошлины. Такая мера поддержки национальных производителей достаточно активно используется многими зарубежными странами. Однако во избежание «закрытия» рынка для отдельных импортных товаров и, как следствие, нанесения ущерба для потребителей этих товаров практика применения сезонных пошлин будет направлена прежде всего на сельскохозяйственные товары с короткими сроками хранения.
В течение 2007—2009 гг. предполагается также поэтапная отмена вывозных таможенных пошлин в отношении товаров с высокой степенью добавленной стоимости, а также товаров, экспорт которых не дает значительных поступлений в доходную часть федерального бюджета.
К сведению
В 2005 году продолжалась работа по установлению режима беспошлинного ввоза на оборудование для металлургической, пищевой, легкой и текстильной, целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей и автомобильной промышленности.