В конце апреля Госдума намерена рассмотреть во втором чтении законопроект о налоговом администрировании. От того, какие нормы в конечном счете будут в нем доминировать, зависит налоговая политика, самочувствие всего предпринимательства, экономики в целом. С чем депутаты выходят ко второму чтению, рассказал председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам, доктор экономических наук Юрий ВАСИЛЬЕВ.
Работа идет непросто. Наш комитет получил более 750 поправок. И хотя споры вокруг проекта продолжаются в различных инстанциях, сегодня уже можно говорить о том, что определенные контуры будущего закона обозначены точно. Без сомнения, он будет иметь стратегическое значение для развития новой налоговой политики. Поможет отрегулировать механизм сбора налогов, разрешит конфликт между налоговиками и налогоплательщиками, определит права и обязанности каждой стороны.
Еще перед принятием законопроекта в первом чтении прошли парламентские слушания по проблемам взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Проанализировав все обращения, в том числе региональных представителей малого и среднего бизнеса, были сформулированы поправки к законопроекту, на принятии которых мы будем настаивать.
Во-первых, это касается наделения налоговых органов правом требовать «пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления, удержания и своевременность уплаты налогов и сборов». То есть инспекции имеют право на получение всех документов, которые сочтут нужными. В итоге получается, что перечень справок, которые должен предъявить налогоплательщик, не сократился, а увеличился. В связи с этим мы полагаем, что необходимо не только уменьшить количество этих документов, но и сделать его реально закрытым.
Во-вторых, в законопроекте, принятом в первом чтении, предлагается закрепить обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в порядке и в сроки, установленные Законом «О бухгалтерском учете». Согласно статье 15 которого, большинство организаций обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года. Это абсолютно неоправданно, так как никакой существенной значимости для целей налогообложения она не имеет. Таким образом, этот документ не только не решает поставленные Президентом РФ задачи по совершенствованию налогового администрирования и улучшению ситуации в обществе, а, скорее, значительно ухудшает положение налогоплательщиков.
Реальное решение проблемы оптимизации налогового администрирования может быть также обеспечено принятием во втором чтении ряда конструктивных поправок, регламентирующих четкое определение статуса налоговых проверок и уточнение процедуры их проведения, включая установление максимально жестких сроков. Необходимо добиться повышения эффективности досудебного урегулирования налоговых споров и ограничений количества проверок налогоплательщика.
Кроме того, нужно четко установить перечень лиц, наделенных правом владения информацией определенного характера. Целесообразно законодательно закрепить проведение повторных налоговых проверок, направленных на выявление нарушений законодательства о налогах и сборах органами налогового контроля с соблюдением при этом базовых принципов, в том числе и «презумпции невиновности».
Таковы наши ключевые позиции относительно второго чтения законопроекта.
Теперь — немного о видении нашим комитетом других направлений налоговой реформы. Так, считаю целесообразным перечисление налога на доходы физических лиц в пределах РФ по месту жительства работника, а не по месту его работы. Средства от него должны поступать в местные бюджеты.
К примеру, миллионы людей, проживающих в городах Московской области, работают в Москве и подоходный налог, начисляемый по их месту работы, поступает в столичный бюджет, а это 3-млрд руб. ежегодно. В то же время в городах Подмосковья хронически не хватает средств для муниципальных бюджетов на обеспечение социальных потребностей. Таким же образом обстоит дело и в других областных центрах страны. От общего объема перечислений этого налога в размере 574,5-млрд руб. только треть поступает в местные бюджеты.
Вместе с тем действующий порядок применения этого налога начиная с 2007 года претерпит ряд определенных изменений. В частности, планируется увеличение социальных налоговых вычетов. В настоящее время размер каждого из таких вычетов ограничен 38-тыс. руб. ежегодно, который с 2004 года остается неизменным. Предлагается с января 2007 года установить предельный размер каждого из социальных вычетов на уровне 50 тыс. руб.
Кроме того, в целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования будет дана возможность учитывать не только фактические расходы физических лиц на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования.
Совершенствование налоговой реформы в 2007—2009 гг. будет иметь общую тенденцию к снижению налогов. Можно говорить о переходе от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС экспортерам, уплаченного ими по материальным ресурсам. Уместно сказать и об уменьшении налогоплательщиками в полном размере налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков, полученных ими в предыдущем году.
Нововведением станет и необходимость выделять в платежных поручениях отдельной строкой «НДС-платеж» с передачей банками налоговым органам информации о суммах расчетов.
Большую роль будет играть амортизационная политика государства в качестве инструмента стимулирования роста объемов производства и инвестиций в приоритетных отраслях экономики. Планируется ввести нулевые налоговые ставки по НДПИ для новых нефтяных месторождений на срок до 10 лет с момента госрегистрации лицензии до достижения обозначенного объема добычи нефти. Определенные уточнения, регулирующие уплату налога на имущество организаций и земельного налога, будут внесены в главы Кодекса.