Сегодня о переходе от сырьевой экономики к экономике высоких технологий говорят все. Но для более динамичного развития отрасли необходимо создавать определенные условия. И депутаты решили начать с налогов, предложив ввести в Налоговый кодекс новую главу 26.5 «Система налогообложения для организаций информационных технологий» (на днях подкомитет Госдумы по налоговому законодательству одобрил введение спецрежима). На кого будет распространяться ее действие, давайте разбираться.
Как предусмотрено законопроектом, новым режимом налогообложения смогут воспользоваться российские организации, осуществляющие исключительно разработку и (или) реализацию программ для ЭВМ и баз данных и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы), связанные с разработкой, адаптацией и модификацией программ и баз данных, при обязательном соблюдении трех условий:1) организация должна быть аккредитована в порядке, установленном Правительством;
2) среднесписочная численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода на спецрежим, должна быть не менее 100 человек;
3) доля доходов от реализации программ и баз данных, передачи имущественных прав на них, от оказания услуг (выполнения работ) по их разработке, адаптации и модификации, полученных от иностранных покупателей, должна быть не менее 70%.
К сведению
Спецрежим подразумевает замену налога на прибыль, налога ни имущество, ЕСН, НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в РФ) единым налогом. Налогооблагаемая база-— «доходы минус расходы». При этом в расходы включаются все расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли. Ставка единого налога-— 6%.
Из перечисленных условий ясно, что спецрежим будет распространяться только на крупные экспортоориентированные ИТ-компании.
Почему депутаты решили распространить льготный режим налогообложения только на экспортеров, непонятно. Ссылка на прорыв компаний-— разработчиков программ для ЭВМ из Индии, Китая, Ирландии на мировой рынок в основном за счет льготных условий налогообложения, стимулирующих экспорт программных продуктов, понятна. Но она не учитывает насыщения того самого мирового рынка и снижения темпов его роста в отличие, кстати, от динамично развивающегося внутреннего российского ИТ-рынка.
На наш взгляд, этот момент самый принципиальный при переходе к экономике высоких технологий. Даже важнее, чем вопросы численности, налогооблагаемой базы и ставки налога — они, конечно, тоже имеют значение и волнуют сообщество, но вполне обсуждаемы. Тем более что Правительство в своем заключении к законопроекту высказало замечания по их поводу.
Акцент на экспорт может привести в результате к тому, что российские предприятия будут покупать программное обеспечение у зарубежных производителей в намного большем объеме, чем мы сами будем экспортировать.
Безусловно, стимулирование несырьевого экспорта заслуживает внимания, но прежде чем принимать решения такого уровня, необходимо широкое обсуждение проекта.
По оценкам экспертов, на территории России зарегистрировано около 60 тыс. предприятий сферы информационных технологий, большинство из которых находятся в крупных городах.
Усредненная "маска" ИТ - предприятия, являющегося производителем
- Численность — менее 50 человек.
- Доля поступлений от продаж услуг иностранным компаниям в выручке предприятия — не менее 50% (50 — 70%).
- Средняя заработная плата на сотрудника-— около 7-тыс. рублей в месяц.
- Центр формирования доходов выведен за пределы России.
- Сотрудники работают через Интернет.
- НДФЛ сотрудник выплачивает с авторского вознаграждения в размере 13%.
(Из финансово-экономического обоснования к законопроекту)