Отношения власти и бизнеса простыми не назовешь. Одни нередко пытаются говорить с позиции силы, другие выстраивают мощную систему защиты, ограждая свой монастырь от посягательств сильных мира сего. Просить не всегда приятно, отдавать — не каждому хочется. Взаимных упреков не перечесть: власть неэффективно работает с бюджетом, бизнес недоплачивает в этот самый бюджет налоги. В настоящее время по вопросам, касающимся корпоративной социальной ответственности (КСО) в России, идет широкая общественная дискуссия. Не обошли эту тему и в верхней палате парламента. В Совете Федерации совместно с газетой «Экономика и жизнь» был организован «круглый стол» на тему: «КСО и местные органы власти. Эффективные модели сотрудничества», на котором обсуждались пути повышения эффективности решения социальных вопросов в регионах. В его работе приняли участие: первый заместитель председателя Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Г. Буслова, заместитель председателя Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Н. Тонков, представители администраций Серпухова и Тульской области, а также бизнес-сообщества.
Весь прошлый год в разных СМИ достаточно активно обсуждался вопрос о взаимоотношениях бизнеса и власти. Неоднократно повторялась мысль о необходимости взаимной ответственности и партнерских отношениях той и другой стороны. Однако до равенства сторон в этом вопросе еще очень и очень далеко.
«Бизнес в России активно развивается, а становится ли он социально ответственным?» — вопрос, который задала участникам «круглого стола» первый заместитель председателя Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Галина Буслова: «Думаю, каждой компании необходимо учитывать общественное ожидание по отношению к ее деятельности и удовлетворять его. Разумеется, это должно быть уравновешено с интересами самого бизнеса.
Можно много говорить о разных проектах, которые им осуществляются. Это и общественные советы, например «Социальное партнерство» совместно с администрациями и при прямом участии коммерческих компаний, и другие программы, где бизнесмены помогают студентам, проводят конкурсы социальных и культурных проектов в регионах: благоустраивают территории, восстанавливают памятники.
Но не надо забывать, что КСО подразумевает под собой и такие понятия как — природоохранная деятельность, ресурсоснабжение, охрана здоровья, безопасность труда. И здесь особое внимание необходимо уделять соблюдению нормативно-правовых требований, особенно компаниям, которые производят продукцию, влияющую на здоровье людей. Бизнес обязан быть ответственным, как за социальную сферу, где главное, конечно, — это забота о людях, так и за окружающую среду».
Как тут не согласиться?! Конечно, местным властям всегда нужны деньги, бюджеты не резиновые. Особая речь о дотационных регионах. Если бизнес не поможет — некоторым тяжко придется. Так что определенное силовое давление со стороны власти — мера вынужденная. И выход тут только один, как и подчеркивали участники «круглого стола», — прописывать все обязательства в соглашениях и договорах.
О том, как договариваются власть и крупный бизнес, какие методы при этом используют, о своих претензиях наши гости говорили охотно.
Все предприятия МХК «Еврохим» являются градообразующими. То есть влияние их на город, его жителей очень велико. С 2002 года здесь ввели в практику заключение соглашений.
«Первые переговоры с властью не всегда были продуктивными, — рассказала главный специалист по КСО Татьяна Ермолаева. — Мы наталкивались на непонимание местных властей: они просто использовали нас для разрешения кризисных ситуаций. А нас это не устраивало, потому что мы сформировали свои приоритеты в области КСО: это поддержка науки и образования, спорта и здорового образа жизни. Основной процент выделяемых средств принципиально важно было потратить именно на них, потому что, только работая масштабно и целенаправленно, можно рассчитывать на успех.
Но в предыдущие годы это не удавалось. В основном более 60 процентов благотворительных бюджетов шли на «неотложные нужды регионов».
Сегодня же отношения компании и региональных властей везде хорошие. Мы получили возможность равномерно реализовывать свои приоритеты в каждом регионе. В соглашениях, правда, осталась строка «неотложные нужды». Это деньги на поддержку региональных программ, а как их потратить, определяет администрация, исходя уже из своих приоритетных направлений».
В последнее время, по словам главного редактора газеты Татьяны Ивановой, «бизнес часто заключает различного рода соглашения с местными администрациями по развитию социальных программ на территориях своего присутствия. К сожалению, это, как правило, крупные компании. Очень бы хотелось, чтобы такая практика распространилась со временем и на средний и мелкий бизнес».
Хотя в ней немало подводных камней. Конечно, было бы идеально, если бизнес занимался бы только непосредственным делом, заботясь лишь о процветании собственного предприятия и получая максимальную прибыль. А государство обеспечивало бы всю социальную инфраструктуру своими силами и средствами.
Зампредседателя Комитета СФ по вопросам местного самоуправления, председатель Комитета РСПП по экологии и природопользованию Николай Тонков подчеркнул, что «такие попытки уже были, но они недостаточны, особенно это касается работы на местах. На федеральном уровне есть понимание важности этой проблемы, есть оно и у крупных компаний. А вот что касается средних или малых предприятий — там к этому пока серьезно не относятся.
Сегодня в российском обществе начинает формироваться понимание роли бизнеса и сфер его ответственности. Стойкое мнение, что капитал находится «в неоплатном долгу перед простыми людьми», уступает место диалогу между компаниями, властями и некоммерческими организациями.
Начинают выполняться программы совместных действий по улучшению социальной ситуации в регионах. Это означает, что общество постепенно осознает, что бизнес не может и не должен подменять государство в социальной сфере. Важно, чтобы это осознали и руководители всех ветвей власти, в том числе и на местах.
Ведь ни для кого не секрет, что многие областные и районные руководители привыкли рассматривать действующие в их регионах крупные предприятия в качестве доноров, которым вменяется в обязанность делать постоянные вливания в местные бюджеты. И если эта позиция иногда бывает оправданна по отношению к крупным компаниям, то малый бизнес это может просто задушить».
Впрочем, оспаривать мнение по поводу малого бизнеса никто и не собирался. Ему бы действительно, как заметил Владимир Фадеев, директор Департамента экономического развития Тульской области, сначала надо подумать о защите собственных работников, которые часто бесправны. Ни о каких социальных гарантиях на малых предприятиях нет и речи, зарплата — и та в конверте…
Правда, в Серпухове 48 малых предприятий — те, что посильнее, объединились в движение «Наш любимый город» и достаточно активно помогают его благоустраивать. Но это скорее приятное исключение из правил. До крупного бизнеса им еще далеко, как и середнячкам.
У тульских чиновников разговор с бизнесменами, как, впрочем, и у многих других, на первых порах складывался не очень гладко. «Было какое-то недопонимание, — поделился В. Фадеев. — Сбросив всю социалку, бизнес почувствовал полную свободу и отказ от каких-либо социальных обязательств.
Власти же, со своей стороны, не получили от этой процедуры ожидаемых финансовых результатов, говорить об увеличении доходности бюджета не приходилось. Возникла необходимость искать пути взаимодействия».
Здесь пошли по пути социального партнерства, оговоренного российским законодательством, создали трехстороннюю комиссию, потребовали заключения трудовых договоров. К бизнесу вышли с предложением о заключении соглашений о сотрудничестве.
Пока они недолгосрочны. Их заключают каждый год. И одним из обязательных пунктов администрация включает обязательства по сохранению налогооблагаемой базы. Серьезный бизнес, который пришел на территорию области, идет на заключение таких соглашений с пониманием…
Бизнесменов, пожелавших работать в подмосковном Серпухове, встречают радушно. Но сразу оговаривают условия их деятельности.
«Сначала это были устные договоренности, потом стали практиковать заключение инвестиционных соглашений, — пояснил заместитель главы администрации города Виктор Гусев. — Компаниям, которые приходят к нам со своим капиталом, мы создаем условия, чтобы они как можно быстрее начали работать. Но в соглашениях оговаривается немаловажная деталь: после ввода в строй производства, фирма обязана взять на себя конкретные социальные объекты — либо для восстановления, либо для дальнейшего содержания.
О давлении власти на бизнес речи нет. Наши отношения прозрачны. Мы создаем условия бизнесу для работы — он помогает городу. Это нормально. Имена предпринимателей, оказывающих помощь, всем известны. На чьи деньги отремонтирован спортзал, можно узнать из таблички на его двери или на Аллее предпринимателей, подаривших городу практически новый парк».
Кто на кого давит — это еще вопрос. Власть просит денег, бизнес — льготного налогообложения. Выход один — садиться за стол переговоров. В Туле, кстати, есть хорошая идея — создавать ассоциации корпораций на территории, аккумулировать в них средства на благотворительность и социальные программы, чтобы использовать их наиболее эффективно.
Впрочем, мы не изобретаем велосипед. Практика реализации компаниями социальных программ распространена во многих зарубежных странах. И в последнее десятилетие отмечается активизация в этой области. Однако есть вопросы: в частности, должны ли корпоративные социальные программы быть добровольными или обязательными, как они должны соотноситься с государственными гарантиями, определяемыми законодательством страны?
Александр Полуэктов, директор по международному сотрудничеству КСОРР, осветил позицию Международной организации работодателей (МОР). Точка зрения известного американского экономиста Милтона Фридмана «дело бизнеса — это занятие бизнесом» неприемлема. По определению МОР «КСО — это инициативы компаний, добровольно включающих социальные и экологические аспекты в свои деловые операции и при взаимодействии с акционерами».
Тема, поднятая на очередном, третьем по счету «круглом столе», посвященном проблемам КСО, надеемся, найдет широкий отклик у наших читателей и мы продолжим разговор на страницах газеты.