В первые дни февраля представитель МВФ в России Одд Пер Брекк в интервью Bloomberg заявил, что Россия должна быть более строгой и даже беспощадно строгой в вопросах банковского контроля. Усилия, предпринимаемые ЦБ РФ, не были им признаны достаточными для возрождения доверия к финансовой системе и увеличения кредитования экономики. Председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев считает иначе. Большинство банкиров, включая подчиненных С. Игнатьева, склоняются к мнению господина Брекка.
Одд Пер Брекк выдал несколько советов: «Мы рекомендуем Центробанку провести всеобъемлющую оценку состояния банковской сферы. Важно заложить такую основу, чтобы она позволила начать кредитную экспансию. Этого в действительности до сих пор не произошло... Мы хотим увидеть, как растет спрос частного сектора России на деньги. Этот спрос должен подтолкнуть экономику. Большой внешний спрос сформировал обнадеживающий показатель чистого экспорта за 2009 г., но и частный сектор должен поддержать восстановление экономики».
Господина Брекка фактически поддержал зампред ЦБ РФ Геннадий Меликьян. Он также полагает, что российские банки могут ощутить нехватку капитала. По его мнению, уже в апреле текущего года.
Стресс-тесты, которые Россия провела в прошлом году, показали, что у сотни крупных финансовых учреждений — недостаточная капитальная база, напоминает «К2 капитал». Впрочем, полностью данные проверки так и не были обнародованы.
«Плохие» долги и их держатели
В этом году объемы просроченных долгов в России могут вырасти до 20%, считает аналитик Deutsche Bank AG Боб Коммерс. Инвесторы недооценили этот риск и завысили потенциал восстановления российской экономики. По данным агентства Fitch, задержки платежей могут коснуться четверти общего объема заимствований.
По расчетам Bloomberg, основанным на данных российского ЦБ, доля «плохих» кредитов по состоянию на декабрь прошлого года составляла 6,4%, более свежих данных пока нет. Боб Коммерс утверждает, что этот показатель занижен: не были приняты во внимание возможные потери по ссудам и реструктуризация долгов.
Еще один тревожный момент — число банков с плохими долгами. Точнее, не сам по себе этот показатель, а его рост. Директор Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов сообщил 8 февраля о росте числа банков, не соответствующих требованиям к участникам системы страхования вкладов (ССВ). Они удерживаются в ССВ благодаря антикризисной мере — мораторию на исключение. В IV квартале 2009 г. таких банков стало 49, в то время как в III только 26. 24 из 49 банков, попавших под действие моратория, входят в Топ-300 по сумме активов, сетовал М. Сухов. Примерно та же пропорция наблюдалась и в III квартале, что свидетельствует о равной степени актуальности моратория как для крупных банков, так и для небольших игроков.
Названия банков, попавших под действие моратория, в Банке России не раскрывают, указывая лишь, что они не соответствуют требованиям ССВ исключительно по группе показателей доходности. С активами, капиталом и ликвидностью у них все в порядке.
Мораторий на исключение банков из ССВ введен с 28 сентября 2009 г. и действует до конца 2010-го. ЦБ РФ разрешено не вводить запрет на привлечение вкладов банкам, нарушающим обязательные нормативы и количественные характеристики финансовой устойчивости (капитала, активов, ликвидности и доходности) в течение шести месяцев или двух кварталов подряд.
Финансовые аналитики предсказывали, что мораторий придется вводить для половины банков ССВ, но их пессимизм не оправдался: пока это всего лишь каждый 18-й банк.
Продолжается спад кредитной активности
«Показательно не число банков, пользующихся мораторием, а изменение этого числа», — вздыхает директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов. По мнению вице-президента Ситибанка Натальи Николаевой, почти двукратный рост числа банков, не соответствующих требованиям ССВ, свидетельствует о проблемах в банковском секторе: ситуация за IV квартал не улучшилась.
«Основная причина убытков банков в 2009 г. — расходы на начисление резервов по кредитам, размер этих расходов определяется тем, насколько консервативно банк оценивает кредитные риски, а такая оценка — субъективно мотивированное суждение банка, — говорит главный бухгалтер „Уралсиба“ Юрий Петухов. — Консервативный подход еще не означает, что риски реализуются, равно как и наоборот, а значит, резервы не определяют однозначно масштаба потерь по кредитам».
Ситуация будет развиваться, считает Н. Николаева из Ситибанка, в основном под влиянием негативного фактора сокращения банковской маржи: ставки по кредитам снижаются, но надо обслуживать депозиты, привлеченные в кризис по очень высокой ставке. Высокий же показатель достаточности капитала у банков (на уровне 21%) не столько характеризует капитальную устойчивость банков, сколько отражает продолжающийся спад кредитной активности, что и доказали итоги января. «Ресурсы банков по оптимизации издержек (за счет управленческих, административно-хозяйственных расходов) практически исчерпаны, а ситуация с качеством кредитов далека от разрешения, и резервы, если подходить объективно к их начислению, будут расти», — говорит А. Терехов из ФБК. Банков, не соответствующих требованиям ССВ, будет все больше.
В ЦБ РФ также не исключают, что в дальнейшем число банков, пользующихся мораторием, может увеличиться. Согласно оценкам Михаила Сухова, в I квартале 2010 г. с большой степенью вероятности их будет не более ста.
Пророки в отечестве
Руководство Центробанка настроено более позитивно, чем банковское сообщество и сами работники ЦБ РФ. С. Игнатьев предложил свою, более оптимистическую оценку ситуации: «Хотя по итогам 2009 г. рост кредитов реальному сектору был нулевым, в 2010 г. Россию ждет бум кредитования». Ситуацию C. Игнатьев оценивает исходя из макроэкономических показателей, уровня ликвидности и капитализации банковского сектора. Тем самым глава ЦБ РФ улучшил свой ноябрьский прогноз. Тогда он впервые заявил, что проблема «плохих» долгов может разрешиться сама собой.
С. Игнатьев не только повысил с 15 до 20% прогноз по росту кредитного портфеля в 2010 г., сделанный в ноябре прошлого года, но и не исключил, что кредитный бум, который начнется к концу года, в целях борьбы с инфляцией еще придется ограничивать.
В такой ситуации С. Игнатьев считает нецелесообразным сохранять масштабную господдержку банков. Его заявление прозвучало на фоне не самых позитивных результатов работы банков в 2009 г. (см. таблицы). В обоснование своих оценок председатель ЦБ РФ привел сразу несколько факторов. Основой для роста он назвал стабильность национальной валюты при умеренной волатильности, умеренный рост денежных средств в экономике (агрегата М2) — февраль 2010 г. к февралю 2009 г. на 28% (февраль 2007 г. к февралю 2006 г. — +47%). С. Игнатьев указал и на снижающуюся инфляцию (по итогам 2009 г. рекордные 8,8%, прогноз Министерства экономического развития на 2010 г. — 7%), и на наметившийся рост ВВП.
Помимо позитивных изменений макроэкономических данных председатель Центробанка заявил о восстановлении ликвидности в банковском секторе. Она становится даже избыточной, считает С. Игнатьев. На 1 февраля остатки средств банков на корсчетах в Центральном банке РФ, депозитах в ЦБ РФ и вложения в облигации Банка России составляли 1,3 трлн руб. (против 567 млрд руб. на 1 февраля 2009 г.). А объем зарубежных активов у банков, которые легко превратить в рубли, на эту дату составлял 170 млрд долл. (межбанковские кредиты и валюта на корсчетах в иностранных банках).
Но и это еще не все. Средняя достаточность капитала (21—22%) сейчас гораздо выше, чем до кризиса (порядка 14%), а пик плохих долгов, уверен С. Игнатьев, пройден 1 декабря. В декабре просрочка банков сократилась на 3%. Но даже если это сокращение было сезонным, обусловленным большими бюджетными расходами в конце года, то к 1 марта пик просрочки точно будет пройден, обещал председатель ЦБ РФ. В ноябре пик просрочки С. Игнатьев назначал на июль 2010 г.
Участники рынка оптимизм регулятора разделяют не полностью или не разделяют вовсе. По мнению председателя совета директоров МДМ-банка Олега Вьюгина, реализации прогноза ЦБ РФ препятствуют уроки, вынесенные из кризиса крупнейшими банками. «Сергей Михайлович исходит их того, что банки будут придерживаться докризисного принципа кредитования: чем больше, тем лучше. Между тем общение с представителями крупнейших банков показывает, что теперь многие из них придерживаются иного принципа: лучше меньше, да лучше, — острит О. Вьюгин. — Если мнение банков перевесит, кредитного бума не будет». Кризис не закончился, уверен О. Вьюгин: «Просто меры господдержки затормозили рецессию и даже дали некий эффект роста, частный же долг по-прежнему не работает, а достичь 20-процентного роста кредитования в целом по системе только за счет госбанков возможно при росте их портфелей процентов на сорок, что маловероятно».
Справка
22 января агентство Fitch Ratings пересмотрело прогноз по рейтингам России с негативного на стабильный, подтвердив их на уровне ВВВ. Одной из причин стало снижение рисков в банковской сфере, хотя Fitch и предупредило о неопределенности в отношении способности банков обеспечить адекватное кредитование.
Таблица 1
Доход, полученный банками России в 2009 г. от кредитования коммерческих организаций (юридических лиц)
2009 г. |
В % к 2008 г. | |
Общий процентный доход |
50,3 млрд долл. |
+31 |
в том числе: | ||
иностранные банки |
4,6 млрд долл. |
+16 |
частные российские банки |
16,4 млрд долл. |
+11 |
государственные банки |
29,3 млрд долл. |
+49 |
Таблица 2
Доход, полученный банками России в 2009 г. от кредитов, предоставленных гражданам
2009 г. |
В % к 2008 г. | |
Общий процентный доход |
19,3 млрд долл. |
+5 |
в том числе: | ||
иностранные банки |
3,7 млрд долл. |
+26 |
частные российские банки |
7,1 млрд долл. |
–6 |
государственные банки |
8,5 млрд долл. |
+8 |
Таблица 3
Общий доход банков России от купли-продажи иностранной валюты в 2009 г. (наличная и безналичная формы)
2009 г. |
В % к 2008 г. | |
Всего доход |
82,6 млрд долл. |
+25 |
в том числе: | ||
иностранные банки |
20,2 млрд долл. |
+30 |
российские частные банки |
46,2 млрд долл. |
+33 |
государственные банки |
16, 2 млрд долл. |
+4 |
Таблица 4
Общий доход, полученный банками России от предоставления в аренду специальных помещений и сейфов для хранения документов и ценностей
2009 г. |
В % к 2008 г. | |
Общий доход |
73,5 млн долл. |
+35 |
в том числе: | ||
иностранные банки |
9,1 млн долл. |
+16 |
российские частные банки |
30,4 млн долл. |
+13 |
государственные банки |
34 млн долл. |
+73 |
Таблица 5
Общий доход, полученный банками России от операций с драгоценными металлами
2009 г. |
В % к 2008 г. | |
Общй доход |
811 млн долл. |
–43 |
в том числе: | ||
иностранные банки |
8 млн долл. |
–89 |
российские частные банки |
456 млн долл. |
–34 |
государственные банки |
348 млн долл. |
–48 |
Таблица 6
Общий убыток российских банков после налогообложения
2009 г. | |
Общий убыток |
2,5 млрд долл. |
в том числе: | |
иностранные банки |
0,6 млрд долл. |
российские частные банки |
1,9 млрд долл. |
государственные банки |
— |
Источник: Агентство финансовой статистики StatBanker.ru