ОСАГО стало более выгодным для страховщиков и менее дружелюбным к страхователям после того, как президент Дмитрий Медведев подписал закон о внесении поправок в Закон об ОСАГО и указал, что при расчете страховых выплат после дорожно-транспортного происшествия страховщики имеют право учитывать износ деталей автомобиля.
Споры по этому вопросу между страхователями и страховщиками начались давно. Ведь на практике большинству автовладельцев при аварии приходится ставить на свои, пусть даже старые, автомобили новые детали. Найти подходящую подержанную деталь сложно, а иногда невозможно. Кроме того, многие ремонтные службы (особенно авторизованные иностранными автопроизводителями сервисы) отказываются работать с деталями, бывшими в употреблении.
В свою очередь страховщики, ссылаясь на увеличивающуюся убыточность данного вида страхования, много лет просили, чтобы при выплатах по ОСАГО право учитывать износ деталей было закреплено законодательно. Де-факто страховые компании и так норовили вычесть при расчетах сколько-нибудь процентов от стоимости новой детали «за износ». Но до принятия поправок подобные действия страховщика любой страхователь мог оспорить в суде с 90-процентной долей вероятности выиграть дело. Теперь закон в случае возникновения таких споров на стороне страховщика.
Некоторая логика в принятых поправках есть. Многие россияне ездят на транспортных средствах, износ которых близок к 90% и рыночная стоимость которых ниже, чем, скажем, цена нового бампера, радиатора и капота (деталей, которые чаще попадают под замену при ДТП) для такой машины. Понятно, что страховым компаниям нет резона платить в таком случае цену новой детали и сам владелец автомобиля скорее всего раздобудет подержанную деталь. Это с одной стороны.
С другой — те, кто ездит на трех-пятилетних автомобилях, в большинстве своем при ремонте будут ставить новые детали. Невзирая на имеющийся полис ОСАГО, отныне им придется доплачивать за ремонт из собственного кармана. Как это будет выглядеть на практике?
Добросовестный страхователь по ОСАГО выезжает на улицы родного города, и в его авто врезается машина другого добросовестного страхователя. После оформления ДТП тот, кто признан виновным в аварии, получает в своей страховой компании штрафные баллы. В наших условиях ему это почти ничем не грозит. В следующем году он сможет уйти к другому страховщику, чтобы не покупать полис по тарифу с повышающим коэффициентом. Единой базы страхователей по ОСАГО у нас не было и нет. Мало того, некоторые страховщики выплачивают бонусы перебежавшим к ним чужим клиентам.
Второму участнику аварии предстоит получить страховую выплату. Тут-то и вступит в силу новая версия Закона об ОСАГО, и ни в чем не повинный автовладелец получит на руки сумму, рассчитанную с учетом износа деталей. Причем согласно новым поправкам износ может доходить до 80%! Очевидно, в реальности ставить настолько изношенную деталь на автомобиль никто не станет. Разница в цене между деталью, которая будет использована при ремонте, и виртуальной «изношенной» деталью, будет покрываться за счет пострадавшей в аварии стороны.
Заметим, что некоторое пространство для маневра у клиентов страховых компаний осталось. Внесенные изменения не определяют механизм расчета изношенности транспортного средства. Соответственно, если страховщик насчитал 80% износа, клиент может оспаривать данное решение в суде, требуя уменьшения данного параметра при расчете выплат. Однако, чтобы обратиться в суд, страхователю скорее всего придется платить за дополнительную независимую экспертизу, которая позволит определить реальный износ деталей. Так что избежать дополнительных затрат не получится. По всему выходит, что держателям полиса ОСАГО отныне выгодно быть виновником аварии, а не пострадавшим.