Президент Дмитрий Медведев утвердил Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации. Во всем цивилизованном мире смысл безопасности — обеспечение доступа граждан к пище. Похоже, что основной смысл Доктрины — узаконить банальный протекционизм.
Согласно параметрам Доктрины в стране должно производиться не менее 95% потребляемой молочной продукции, 95 — зерна, 85 — мяса, 80% — рыбы. В целом отечественные производители должны обеспечивать 85% необходимого стране продовольствия. Доктрина, по мнению многих экспертов, может стать идеологическим обоснованием ограничения импорта продовольствия. «Ее основной смысл — поддержка доли отечественного производителя продуктов без оглядки на интересы потребителя», — говорят многие российские аналитики.
Небезынтересно понять, что принято подразумевать под термином «продовольственная безопасность».
Особенности национальной проднезависимости
Существует совершенно конкретный документ — Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности. Ее подписали на Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия в столице Италии в 1996 г.
В Римской декларации продовольственная безопасность определена как «состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны».
Речь шла о продовольственной безопасности людей (а не некоего государства или групп производителей) и давалась оценка состояния продовольственной безопасности населения по таким главным критериям, как физическая доступность продовольствия (наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте), экономическая доступность продовольствия (уровень доходов каждого гражданина, независимо от социального статуса и места жительства, который позволяет (или не позволяет) приобретать продукты питания, по крайней мере на минимальном уровне потребления), безопасность продовольствия для потребителей (предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью людей).
В Римской декларации не было рекомендаций использовать протекционизм и закрывать рынки.
Авторы и исполнители
Приводить АПК и продовольственный рынок в соответствие с Доктриной придется ведомству, сыгравшему главную роль в ее разработке, — Минсельхозу. В министерстве есть Департамент регулирования агропродовольственного рынка. Просочившиеся в прессу комментарии из отдела позволяют сделать вывод, что реализация Доктрины будет сводиться преимущественно к тому, чтобы отслеживать по Росстату долю импорта тех или иных товаров и предлагать «комиссии по защитным мерам корректировки». Как это поспособствует (или наоборот) увеличению предложения продовольствия для граждан и сдерживанию роста цен, не поясняется.
Сотрудники регулирующего департамента говорят, что пороговые значения Доктрины рассчитаны исходя из норматива доли импорта 17%, указываемого в качестве «безопасного» ФАО ООН (продовольственная и сельскохозяйственная организация, Food and Agriculture Organization, FAO под патронатом ООН).
На самом деле ФАО подчеркивает роль национальных производителей и рекомендует не снижать их вес в общей доле производства, чтобы «страна сохраняла способность сглаживать ценовые волны на мировом рынке в интересах своих потребителей».
Президент ставит задачу реализации программы к 2020 г. Глава Минсельхоза Елена Скрынник уже заверила его, что совершенно реально за пять лет обеспечить производство 85% необходимого стране продовольствия.
Проблемы АПК нельзя просто залить деньгами
В 2008 г. сельхозпроизводство в России выросло на 10,8%, в 2009-м — на 1,2%.
Борис Фрумкин, заведующий сектором аграрных отношений Института экономики РАН уверен, что российский АПК сможет обеспечить потребности внутреннего рынка на 80%, вопрос лишь в сроках. «По свинине и мясу птицы — к 2015—2018 гг., по говядине и молоку — только через 20 лет, — говорит ученый. — Четвертое место, которое занимает Россия в мире по объемам экспорта зерна, — прежде всего заслуга частных инвесторов, а не государства. Правительство хочет сохранить эти позиции на мировом рынке зерна? Тогда необходимо оказывать предприятиям АПК господдержку в значительно больших объемах. Сейчас им не хватает машин, семян, минеральных удобрений. Только на 44% посевных площадей России в настоящее время вносятся удобрения».
Б. Фрумкин подчеркивает, что необходимо сохранить объемы импорта по всем видам продовольствия на уровне не менее 20%, чтобы стимулировать отечественных производителей снижать собственные издержки, а с ними и цены на продукцию.
Пока себестоимость основных видов продукции остается неконкурентоспособной. В том числе и потому, что государство все-таки оказывает регулярную финансовую помощь АПК, но не отслеживает и не стимулирует способность отрасли эффективно распоряжаться этими день-гами.
Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Андрей Станишевский отмечает по поводу помощи АПК, что госдотации нужно увеличивать, но мало дать деньги, нужно еще проконтролировать, насколько эффективно они израсходованы.
Справка
Объем сельскохозяйственного производства в России в 2009 г. увеличился на 1,2% и составил 2 трлн 551,7 млрд руб.
Валовой сбор зерна в России в 2009 г. составил 97 млн т в весе после доработки, что на 10,3% меньше уровня предыдущегогода.
Урожай сахарной свеклы в 2009 г. составил 24,8 млн т, подсолнечника — 6,4 млн т, льноволокна — 53 тыс. т, картофеля — 31,1 млн т, овощей — 13,4 млн т.
Объем производства мяса скота и птицы за 2009 г. увеличился на 6,6% (до 9,9 млн т), молока — на 0,7% (до 32,6 млн т), яиц — на 3,4% (до 39,4 млрд шт.).
Источник: Росстат
Выбор направления
Получается, что по-разному видят цели и способы реализации задач Доктрины чиновники и ученые. Первые, похоже, за протекционистские меры, включая закрытие российского рынка для неугодной продукции. Вторые настаивают, что импорт необходим в разумных пределах. Причем уровень пределов должен определяться не только статистикой подразделения ООН и требованиями отечественных лоббистов, но и реальным сопоставлением цены и качества товаров с учетом платежеспособности населения страны.
Когда европейские страны облагают пошлиной привозную сельхозпродукцию, они учитывают уровень доходов своих граждан. Иначе говоря, сначала обеспечивают выполнение Римской декларации — доступ к пище своих граждан, а потом через пошлины оказывают поддержку своим производителям. И не смешивают эти две разные задачи.
Чиновники по своему природному естеству заинтересованы, конечно, в направлении новых денежных потоков в сельскую местность через ими же созданные структуры. Ученые говорят, что важны не только объемы дотаций и других видов помощи, но и эффективность их использования. В мире существует принятый критерий. Если дотации сельхозпроизводителю понемногу, но приводят год от года к снижению себестоимости производимой продукции, то помощь можно продолжать оказывать. Если же казенные деньги только консервируют отсталые производства, то, как говорится, извините.
Если, как предупреждают аналитики, Доктрина послужит только для защиты от конкуренции производителей, которые категорически не согласны снижать издержки, то к 2020 г. вряд ли кто про нее вспомнит. Если же она сработает на помощь в налаживании в АПК эффективного конкурентоспособного производства, то может стать началом модернизации на селе.
Ресурсы по Российской Федерации*
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Мясо и мясопродукты, тыс. т | ||||||||||||||||||
Запасы на начало отчетного года |
934 |
954 |
995 |
1301 |
1236 |
1030 |
795 |
617 |
953 |
766 |
560 |
431 |
549 |
623 |
643 |
592 |
650 |
676 |
Производство |
10 112 |
9375 |
8260 |
7513 |
6803 |
5796 |
5336 |
4854 |
4703 |
4313 |
4432 |
4451 |
4694 |
4936 |
4980 |
4896 |
5171 |
5706 |
Импорт |
1535 |
1521 |
1400 |
1404 |
1631 |
2250 |
2113 |
3015 |
2348 |
2126 |
2095 |
2553 |
2697 |
2668 |
2704 |
3094 |
3175 |
3177 |
Итого ресурсов |
12 581 |
11 850 |
10 655 |
10 218 |
9670 |
9076 |
8244 |
8486 |
8004 |
7205 |
7087 |
7435 |
7940 |
8227 |
8327 |
8582 |
8996 |
9559 |
Молоко и молокопродукты, тыс. т | ||||||||||||||||||
Запасы на начало отчетного года |
3450 |
2265 |
1921 |
2491 |
3541 |
1813 |
2426 |
1331 |
1403 |
1195 |
1322 |
1239 |
1415 |
1386 |
1685 |
1693 |
1777 |
1870 |
Производство |
55 716 |
51 887 |
47 236 |
46 524 |
42 176 |
39 241 |
35 819 |
34 136 |
33 255 |
32 274 |
32 277 |
32 905 |
33 508 |
33 375 |
31 935 |
30 907 |
31 199 |
32 181 |
Импорт |
8043 |
6851 |
3130 |
5761 |
5370 |
6317 |
4530 |
6290 |
4944 |
4718 |
4718 |
4884 |
4989 |
5617 |
6303 |
7115 |
7293 |
7134 |
Итого ресурсов |
67 209 |
61 003 |
52 287 |
54 776 |
51 087 |
47 371 |
42 775 |
41 757 |
39 602 |
38 187 |
38 317 |
39 028 |
39 912 |
40 378 |
39 923 |
39 715 |
40 269 |
41 185 |
Яйца и яйцепродукты, млн шт. | ||||||||||||||||||
Запасы на начало отчетного года |
1516 |
1390 |
1474 |
1380 |
1260 |
1024 |
926 |
716 |
675 |
677 |
703 |
671 |
686 |
679 |
669 |
785 |
980 |
1062 |
Производство |
47 470 |
46 875 |
42 902 |
40 297 |
37 473 |
33 830 |
31 903 |
32 198 |
32 744 |
33 135 |
34 042 |
35 173 |
36 278 |
36 486 |
35 731 |
36 881 |
37 872 |
37 875 |
Импорт |
1589 |
796 |
212 |
27 |
14 |
111 |
264 |
505 |
881 |
1083 |
1168 |
846 |
672 |
733 |
897 |
882 |
900 |
856 |
Итого ресурсов |
50 575 |
49 061 |
44 588 |
41 704 |
38 747 |
34 965 |
33 093 |
33 419 |
34 300 |
34 895 |
35 913 |
36 690 |
37 636 |
37 898 |
37 297 |
38 548 |
39 752 |
39 793 |
* С 2007 г. включая данные по Чеченской Республике.
Потребление основных продуктов питания по российской Федерации, на душу населения в год, кг
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо |
75 |
69 |
60 |
59 |
57 |
55 |
51 |
50 |
48 |
45 |
45 |
47 |
50 |
52 |
53 |
55 |
58 |
61 |
66 |
Молоко и молочные продукты
|
387 |
347 |
282 |
294 |
281 |
254 |
233 |
230 |
220 |
214 |
215 |
219 |
227 |
231 |
233 |
235 |
239 |
242 |
243 |
Яйца и яйцепродукты, шт. |
297 |
288 |
263 |
251 |
238 |
216 |
208 |
211 |
217 |
221 |
228 |
235 |
243 |
245 |
242 |
250 |
256 |
254 |
254 |
Рыба и рыбопродукты |
20 |
16 |
12 |
12 |
10 |
10 |
10 |
9 |
10 |
10 |
10 |
11 |
11 |
11 |
12 |
13 |
13 |
14 |
15 |
Сахар |
47 |
38 |
30 |
31 |
31 |
32 |
33 |
33 |
33 |
34 |
35 |
35 |
36 |
36 |
37 |
38 |
39 |
39 |
40 |
Масло растительное |
10,2 |
7,8 |
6,7 |
7 |
6,7 |
7,5 |
8 |
8,4 |
8,8 |
9,3 |
9,9 |
10,4 |
10,5 |
11,0 |
11,6 |
12,2 |
12,6 |
12,8 |
12,7 |
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа
|
120 |
121 |
125 |
123 |
124 |
122 |
118 |
118 |
117 |
119 |
117 |
120 |
121 |
120 |
119 |
121 |
121 |
121 |
120 |
Источник: Росстат