Орган местного самоуправления, руководствуясь ст. 275.1 НК РФ, утверждает нормативы на содержание детских дошкольных учреждений в размере 600 руб. в мес. на одного ребенка (кроме организации «Гамма»). Для дошкольных учреждений, находящихся на балансе градообразующей организации «Гамма», эта норма составит 900 руб. в мес. Вправе ли данная организация для целей налогообложения прибыли признать фактически осуществленные расходы на содержание таких учреждений в пределах 900 руб. в месяц на одного ребенка?
В соответствии с абз. 4 ст. 275.1 «Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств» главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ для целей названной главы к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобные хозяйства, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
Таким образом, детские дошкольные учреждения относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам.
Налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абз. 3 и 4 ст. 275.1 НК РФ, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов (ст. 275.1 НК РФ). Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика
Имейте в виду!
Исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК РФ)
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (п. 2 ст. 3 НК РФ).
Следовательно, в рассматриваемом случае утверждение органом местного самоуправления вышеуказанного норматива на содержание детских дошкольных учреждений для конкретного налогоплательщика (организации «Гамма») в размере, превышающем размер этого норматива для других налогоплательщиков (900 руб. в мес. на одного ребенка вместо 600 руб.), недопустимо.
В связи с изложенным градообразующая организация «Гамма» для целей налогообложения прибыли организаций должна признать фактически осуществленные расходы на содержание детских дошкольных учреждений в пределах 600 руб. в мес. на одного ребенка.