Ассоциация российских банков представила доклад «Модернизация банковской системы России в посткризисный период: банкизация как необходимое условие». По замыслу АРБ, банковские круги широко обсудят этот документ, итоги дискуссии станут основой для решений XXI съезда АРБ, который состоится 9 апреля.
Текущую ситуацию авторы документа старались оценивать взвешенно, по крайней мере избегать апокалиптических формулировок. Тем не менее основные оценки отнюдь не блестящие.
1. Активы банков и кредитный портфель не увеличились: предприятия экономически слабы, не могут качественно обслуживать долги. В 2009 г. производство упало, особенно капиталоемкое: обрабатывающее — на 18,7%, товаров длительного пользования — на 37,9%, непродовольственных товаров — на 27,9%. Надо отметить, что оживление в экономике, отмеченное официальной статистикой в конце 2009 г. — начале 2010 г., пока не сказалось на способности предприятий привлекать новые кредиты: большинство из них по-прежнему находится в тяжелом положении.
2. Зарубежные источники фондирования, как и раньше, закрыты, ресурсы в 2009 г. можно было привлекать исключительно с внутреннего рынка, а он невелик. Произошел существенный рост вкладов населения, но во многом он стал следствием высоких — кризисных — ставок по депозитам. Из-за этого банки могли предложить экономике только дорогие (под 15—25%) кредиты.
3. Чтобы снизить кредитные риски, банки стали скупать российские корпоративные облигации: с января по октябрь 2009 г. их доля в структуре активов российской банковской системы возросла с 6,3 до 10,2%. Так, произошел быстрый рост российского фондового рынка, что повышает риск появления очередного «пузыря».
4. В абсолютном большинстве кредитных организаций резко увеличился уровень просроченной задолженности и резервов, которые вычитаются из капитала. Это, во-первых, может в ближайшее время привести к тому, что банки перестанут укладываться в норматив достаточности капитала, а во-вторых, значительно ограничиваются возможности банков кредитовать, даже если заемщик (см. п. 1) вдруг найдется.
Высоко оценивают эксперты банковского сообщества усилия по поддержке ликвидности, такие как предоставление Банком России беззалоговых кредитов, временное снижение ставок отчислений в фонд обязательного резервирования, увеличение сроков размещения средств Банка России до 6—12 месяцев, расширение списка банков, допущенных к средствам ЦБ РФ, расширение перечня активов, включенных в ломбардный список Центробанка. Положительный эффект дали и повышение страховой суммы по вкладам физических лиц до 700 000 руб., и мероприятия по поддержке ипотечного кредитования.
Отдельно стоит похвалить докапитализацию банков через субординированные кредиты и временное предоставление льготного режима при оценке качества активов.
Специалисты рабочей группы АРБ предложили вполне цельную программу развития банковской сферы. По их мнению, начинать нужно с главного — с функций ЦБ РФ. В соответствии с Федеральным законом № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» задачами Банка России не являются ни ценовая стабильность (как у ЕЦБ и центральных банков стран — членов ЕС), ни поддержание стабильности финансовой системы (Банк Японии), ни тем более обеспечение макроэкономического равновесия (ФРС США). В то же время важнейшая задача Банка России — «защита и обеспечение устойчивости рубля», то есть фактически установление наиболее оптимального его курса по отношению к ведущим мировым валютам с целью поддержания требуемой структуры платежного баланса и объема доходов бюджета России. Таким образом, роль Банка России в денежно-кредитной политике сводится к обеспечению рублевыми ресурсами деятельности экспортеров — для сохранения положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса. И курсовая политика остается доминирующей по отношению к денежно-кредитной.
До кризиса можно было мириться с таким положением дел, но сейчас этого недостаточно.
Свой взгляд у экспертов АРБ и на инфляционные процессы в российской экономике. Банк России решает проблему инфляции, жестко контролируя объем денежной массы. Однако причины инфляции в России иные, считают они. Именно недостаток рублей не позволяет российским банкам в достаточном объеме кредитовать национальную экономику, что делает финансовые ресурсы, номинированные в рублях, дорогими и короткими. Впоследствии это приводит к росту цен для конечных потребителей. То есть российская экономика столкнулась с проблемой ложной экономической мотивации.
По мнению экспертов, образовался порочный круг: нехватка финансовых ресурсов в экономике ограничивает рост производства и развитие конкуренции, а это обеспечивает высокие темпы инфляции. Чтобы контролировать ее рост, Центробанк проводит сдерживающую денежно-кредитную политику, фактически толкая компании на очередное повышение цен. Инфляция в России обусловлена не монетарной, а тарифной политикой естественных монополий, низким уровнем свободной конкуренции и связанной с ней высокой нормой прибыли. Поэтому борьба с инфляцией немонетарного характера путем сжатия денежной массы ошибочна.
Ориентиры денежно-кредитной политики должны быть пересмотрены: не уровень инфляции, а показатели кредитного рынка должны стать основополагающими. Иначе вся экономическая политика России сводится в основном к обслуживанию деятельности экспортно ориентированных компаний вместо решения задачи развития емкого внутреннего рынка и конкурентоспособных отечественных производств. Состояние денежного рынка и рынка капитала в этих условиях зависит в большей степени от внешнеэкономической конъюнктуры, чем от политики финансового регулятора. В результате российская экономика не генерирует внутренних долгосрочных и доступных кредитных ресурсов, что не позволяет ей стабильно развиваться.
Впрочем, в период кризиса 2009 г. Банк России начал проводить активную политику по управлению процентными ставками в экономике. Пока это повлияло только на ставки по депозитам для физических лиц.
Среди других направлений модернизации авторы доклада отмечают восстановление кредитования, докапитализацию банковской системы, решение проблемы «плохих» долгов, расширение ресурсной базы российских банков, совершенствование взаимоотношений заемщиков и кредиторов, развитие и укрепление банков в регионах и реформирование системы банковского надзора.
Ключевые показатели развития банковского сектора России
Показатель, млрд руб. |
01.01.2008 |
01.01.2009 |
01.01.2010* |
Изменения, % | |
за 2008 г. |
за 2009 г. | ||||
Активы банков |
20125,1 |
28022,3 |
28890,1 |
+39,2 |
+3,1 |
Капитал банков |
2671,5 |
3811,1 |
4695,1 |
+42,7 |
+23,2 |
Кредитный портфель банков |
14258,8 |
19884,8 |
20103,0 |
+39,5 |
+1,1 |
Просрочка по всему портфелю |
184,1 |
422,0 |
1060,1 |
+129 |
+151,3 |
Кредиты юридическим лицам |
9316,0 |
12509,7 |
12709,8 |
+34,3 |
+1,6 |
Просрочка юридических лиц |
86,1 |
266,4 |
802,9 |
+209,4 |
+201,4 |
Кредиты физическим лицам |
2971,1 |
4017,2 |
3563,2 |
+35,2 |
–11,3 |
Просрочка физических лиц |
96,5 |
148,6 |
248,7 |
+54,0 |
+67,4 |
Вклады населения |
5159,2 |
5907,0 |
7058,8 |
+14,5 |
+19,5 |
Депозиты организаций |
7053,1 |
8774,6 |
9415,1 |
+24,4 |
+7,3 |
Количество банков (штук) |
1136 |
1108 |
1058 |
–2,5 |
–4,5 |
*Оценка; данные Ассоциации российских банков.