На прошлой неделе обсуждалась проблема «плохих» долгов в частности и пути развития банковской отрасли России в целом. После сверхоптимистических заявлений председателя Центробанка, что проблема «плохих» долгов может разрешиться сама собой, прозвучала отрезвляющая оценка рейтингового агентства Moody`s: до конца года российские банки безвозвратно потеряют не менее одной восьмой части кредитного портфеля.
Аналитики агентства Moody`s полагают, что и реструктурированные кредиты не сулят российским банкам ничего хорошего. Минимум 50% реструктурированных ссуд или уже проблемные, или могут ими стать в 2010 г.
По оценкам Центробанка, доля реструктурированных кредитов в общем кредитном портфеле банковской системы колеблется от 25 до 30%. Простой подсчет показывает, что, если прогноз аналитиков Moody`s воплотится в жизнь, около половины реструктурированных кредитов никогда не будет возвращено.
Такие разные оценки регулятора и аналитиков объясняются разницей в подходе к реструктурированным долгам и отсутствием у рынка полной информации. В МСФО ни один банк не показал, что четвертая часть портфеля (как следует из данных ЦБ РФ) — «плохие» долги, а из отчетности по российским стандартам общий объем реструктуризации вообще увидеть невозможно. Банки избегают публично обсуждать причины и природу реструктуризации своих кредитных портфелей, маскируют проблемы, используя механизмы реструктуризации. Нелогично было бы менять условия обслуживания кредита, если бы заемщики адекватно их обслуживали.
Впрочем, участники рынка считают оценки Moody`s слишком пессимистическими. Например, по данным агентства финансовой статистики StatBanker.ru, из общего кредитного портфеля по 11 категориям заемщиков, который на начало 2010 г. составил 506 млрд долл., общая просрочка — 34,7 млрд, или 6,9% всей совокупной задолженности (против 12,5% — по оценкам Moody`s). Некоторые аналитики сходятся в том, что пессимизм рейтингового агентства призван прежде всего уравновесить чрезмерно оптимистический взгляд ЦБ РФ на проблему «плохих» долгов. Регулятор же исходит из того, что, объем просроченной задолженности в целом по системе сокращается и может совсем «рассосаться».
Не разделяет это мнение и АРБ. Напротив, проблема «плохих» долгов видится отраслевому объединению одной из серьезнейших для всей банковской системы.
По данным экспертов АРБ, в конце 2009 г. размер задолженности составил 12—13%, а уже в первой половине 2010 г. может возрасти до 15—20% совокупного объема кредитного портфеля российских банков. Создаваемые в связи с этим резервы негативно сказываются на финансовом состоянии банков и не позволяют им возобновить кредитование. Рост просроченной задолженности влечет за собой необходимость докапитализации банков.
«Болезнь» загнана вглубь. Происходит перемещение проблемной задолженности на внебалансовые счета или ее продажа. Ведутся переговоры по реструктуризации кредитов, но успешность реструктуризации проявится только в среднесрочном периоде при отсутствии повторных дефолтов.
Вопрос о просроченной задолженности остается открытым и при отсутствии комплексного решения может повлечь системную дестабилизацию. Решение проблемы «плохих» активов, по мнению АРБ, требует решений обоих участников кредитной сделки по стимулированию реструктуризации кредитов, расчистке балансов банков от «временно плохих» активов, расширению политики господдержки заемщиков для предотвращения их банкротства.