Инвесторы верят в российский автопром

| статьи | печать

Несмотря на обвал российского автомобильного рынка в 2009 г., игроки отрасли уверены, что в скором времени автомобильная промышленность пойдет на поправку. Стимулировать развитие производства будет растущий спрос. По прогнозам министра промышленности и торговли Виктора Христенко, авторынок начнет восстанавливаться во второй половине 2010 г.

Крепко встанет на ноги отрасль к 2015 г., когда объем продаж увеличится до 3,2—3,4 млн автомобилей. К 2020 г. реализация будет составлять 3,6 млн машин в год. По всей вероятности, в прогнозы чиновника верят работающие в России иностранные автоконцерны, которые один за другим сообщают о планах по расширению производств на территории страны.

В прошлом году в России было произведено 597 000 автомобилей, что на 59,4% меньше, чем в 2008 г. Структура производства изменилась в пользу иностранных автомобилей, выпускаемых на территории России: их доля возросла с 40,2 до 52,9%. Сегмент отечественных автомобилей уменьшился (47,1 против 59,8%). Несколько снизилась доля легковых машин, производимых на территории России в режиме промышленной сборки (на 6,46%). Впрочем, в структуре зарубежных автомобилей, выпускаемых в России, промышленная сборка по-прежнему является лидером и занимает 68,3% иностранного производства.

Госзакупки помогли избежать обвала

Отчитываясь 27 января 2010 г. перед Госдумой о результатах работы в 2009 г., В. Христенко пояснил, что избежать абсолютного обвала рынка и остановки системообразующих предприятий помогли государственные закупки, стимулирование кредитования и точечные меры стабилизации финансового состояния отдельных предприятий. На организацию прямых закупок для нужд федеральных органов власти и обновление регионального парка техники в 2009 г. было направлено более 45 млрд руб. Поддержка спроса осуществлялась и через государственные лизинговые компании (Росагролизинг и Государственную транспортную лизинговую компанию) на общую сумму 5 млрд руб. для закупок автотранспорта. В целом в 2009 г. государственная поддержка спроса сформировала более 30% объема продаж системообразующих автопредприятий. «Если бы государство не предприняло мер, которые расшевелили спрос, уровень продаж авто и их производство на российском рынке были бы в два раза меньше, чем сегодня», — подчеркнул В. Христенко.

АвтоВАЗу были предоставлены займы — 25 и 12 млрд руб. (причем впоследствии эта сумма будет капитализирована). Дальнейшая поддержка связана с эффективностью реализации программы развития предприятия.

Справка

ОАО «АвтоВАЗ» по итогам работы в 2009 г. выплатило всем членам правления 103,121 млн руб. без учета вознаграждений, сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на материалы компании. За 2008 г. члены правления получили 68,259 млн руб. Выплаты увеличились в прошлом году в 1,5 раза. Хотя в 2009 г. продажи автомобилей АвтоВАЗа упали на 44% — до 349 500 машин.

В рамках антикризисных действий существенные средства были направлены на предоставление госгарантий для компаний, нуждающихся в привлечении кредитных ресурсов. Приняты решения о предоставлении госгарантий на 30 млрд руб. (ОАО «КамАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «Соллерс»).

Ближайшие планы

Поддерживать спрос на отечественные автомобили с помощью государственных закупок правительство планирует и в текущем году. В постановлении, опубликованном 12 января, говорится, что в 2010 г. регионам выделят 10 млрд руб. на закупку автомобилей. Субсидии в целях софинансирования мероприятий по закупке автотранспортных средств для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований, деятельности учреждений здравоохранения и подразделений милиции, грузоперевозок, а также по закупке коммунальной техники будут предоставляться Министерством регионального развития РФ. Отметим, что ранее на поддержку отечественного автопрома предполагалось выделить 33,5 млрд руб., в том числе 20 млрд руб. на закупку автомобильной техники для госнужд.

В погоне за Автовазом

По данным компании Ernst& Young, в 2010 г. объем продаж легковых автомобилей в России увеличится на 5—10%. При этом будет увеличиваться объем продаж иномарок российского производства за счет сокращения импорта. Расчеты аналитиков в феврале подтверждались сообщениями о расширении объемов производства в России, которые выдавали иностранные концерны.

В четверг, 11 февраля, российская компания «Соллерс» и итальянский концерн FIAT подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству легковых автомобилей. Партнеры хотят сформировать в России центр по производству и разработке автомобилей на платформах FIAT и Chrysler. О создании стратегического альянса компании объявили еще пять лет назад, после чего началось совместное производство модели FIAT Albea. Сейчас СП планирует выпускать девять новых моделей различных классов. Плановая мощность нового предприятия — 500 000 автомобилей в год. 10% из них будет поставляться на экспорт, локализация выпускаемых автомобилей дойдет до 50% (в России будут изготовляться двигатели и коробки передач).

По объему выпуска это будет второй автомобильный альянс в России после АвтоВАЗа. Отметим, что в 2007 г. Fiat претендовал на покупку 25% акций АвтоВАЗа, однако акционеры предпочли Renault. По оценкам экспертов, мощности тольяттинского завода и нового совместного предприятия FIAT и «Соллерса» позволяют наладить производство около 1,6 млн машин в год.

«Планы продавать 500 000 машин выглядят наполеоновскими и вряд ли исполнятся. Даже через пять лет это будет почти 20% всего рынка, что совсем нереально, учитывая других игроков», — рассказал корреспонденту «ЭЖ» начальник отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Андрей Топтун. Эксперт пояснил, что итальянский FIAT инвестирует лишь в интеллектуальную собственность завода всего 160 млн евро, тогда как на строительство требуется 2,4 млрд евро. Основным инвестором выступит российское государство.

По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, российский авторынок будет расти и 500 000 машин, которые совместное предприятие «Соллерса» и FIAT планируют выпустить в 2016 г., найдут своего покупателя. «Компания ориентируется не на современное состояние рынка, а на перспективу. Если ориентироваться на современное состояние авторынка, нужно закрывать все автопроизводства в стране, — считает Д. Баранов. — Только делать этого не следует. Потому что, несмотря на падение продаж легковых автомобилей в России почти на 50%, наш рынок все равно остается ненасыщенным и на нем есть скрытый неудовлетворенный спрос на качественные автомобили».

Renault считает убытки и расширяет производство

Д. Баранов уверен, что нашему авторынку есть куда расти и кризис для него лишь временная передышка. На неудовлетворенный спрос на качественные автомобили ориентируются и другие иностранные производители.

Так, в пятницу, 12 февраля, об открытии с 1 марта удвоенных производственных мощностей московского завода «Автофрамос» объявила французская автомобильная компания Renault. Сейчас мощности предприятия составляют 80 000 автомобилей в год. Как сообщила пресс-служба Renault, после расширения производства компания будет производить в Москве новую модель — Renault Sandero.

Планы по расширению производства и увеличению продаж французский автопроизводитель строит несмотря на то, что в 2009 г. получил убыток от владения 25-процентным пакетом акций АвтоВАЗа в размере 370 млн евро из-за падения акций российской компании на фондовом рынке. Чистый убыток Renault в 2009 г. составил 3,063 млрд евро.

Увеличение мощностей «Автофрамоса» связано с тем, что и выпускаемый там Logan пользуется хорошим спросом на рынке, поэтому решено на заводе производить новую модель Renault Sandero. «Указанные мощности как раз и будут загружены выпуском этих моделей. Необязательно, чтобы все эти модели были проданы в России, есть ведь и другие рынки, — отметил Д. Баранов. — Компания, безусловно, не будет сразу производить все заявленные 160 000 машин, это лишь потенциальная мощность нового производства. А фактический выпуск будет осуществляться исходя из состояния рынка».

По оценке «АВТОСТАТа», в 2010 г. в России будет продано 70 000—75 000 автомобилей моделей Renault Logan и Renault Sandero.

«Ижавто» ждет решения Сбербанка

В феврале должна решиться судьба еще одного крупного российского автопроизводителя — ОАО «ИжАвто». Сейчас крупнейший кредитор предприятия — Сбербанк, где заложены 75% акций «ИжАвто», согласовывает с другими заимодавцами бизнес-план развития и кандидатуры новых руководителей завода. По информации агентства «Интерфакс», на совете кредиторов 25 февраля будет принято окончательное решение о новом менеджменте и рассмотрены другие вопросы.

К этому времени кредитная организация ознакомится с предложением о покупке акций завода, сделанным Сбербанку «Автотором», который действует совместно с корейскими концернами Hyundai и Kia. Калининградская компания предлагает два варианта: выкупить 100% акций ижевского предприятия за 35—40 млн долл. или приобрести контрольный пакет ценных бумаг и доинвестировать в него до 100 млн долл.

К слову сказать, Hyndai уже строит в России завод мощностью 150 000 машин в год, который планируется запустить в 2011 г. Производственная мощность «ИжАвто» составит 220 000 машин в год.

К сведению

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих авто в России в январе 2010 г. снизились на 37%, или на 43 900 штук по сравнению с тем же периодом 2009 г. Иначе в Европе. В целом европейский автомобильный рынок увеличивается восьмой месяц подряд. В январе продажи автомобилей выросли в 16 европейских странах, поднявшись на 12,9% и составив 1 058 868 автомобилей. В Португалии продажи увеличились на 62%, во Франции — на 14,3%, в Испании — на 18,1%, Великобритании — на 29,8%, Италии — на 30,2%, в Словакии — на 0,3%.

Структура производства легковых автомобилей в России в 2008—2009 гг.

2008 г., тыс. шт.

2009 г., тыс. шт.

2009—2008 гг.,%

Отечественные

880

316

36

Иностранные

591

281

48

Произведенные в режиме промышленной сборки

378

192

51

Источник: Министерство промышленности и торговли

Экспорт-импорт легковых автомобилей в 2009 г.

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

тыс. шт.

млн долл.

тыс. шт.

млн долл.

тыс. шт.

млн долл.

Импорт

521,3

8505,0

472,6

8197,4

48,8

307,6

Экспорт

40,5

236,6

11,5

76,4

29,0

160,2

Источник: Федеральная таможенная служба

Производство транспортных средств в 2000—2009 гг., тыс. шт.

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Легковые автомобили

1103

835

969

1022

981

1012

1110

1069

1178

1294

1471

597

Источник: Федеральная служба государственной статистики