Недавно вступило в силу постановление Правительства РФ, утвердившее, в частности, единый перечень продукции, качество которой подтверждается декларацией о соответствии. Обсудим некоторые проблемы, связанные с применением документа.
Ложная тревога
В начале этой недели некоторые СМИ поспешили напугать читателей и слушателей отменой обязательной сертификации продовольственных и некоторых других товаров. Утверждалось, что данную процедуру заменяет добровольное декларирование качества, которое производитель может и не проводить, что лишит потребителей гарантии качества. Поводом для тревог послужило постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее — постановление № 982), вступившее в силу с 14 февраля 2009 г.
Сразу оговоримся: декларирование соответствия продукции установленным требованиям, о котором говорится в постановлении № 982, — процедура не новая, в том числе в отношении потребительских товаров. Это, в частности, следует из Номенклатуры продукции, подлежащей декларированию соответствия, введенной в действие постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 № 64. Кроме того, данная процедура носит обязательный характер. Даже если она невозможна в силу причин, на которых мы остановимся позже, качество реализуемой продукции должно соответствовать установленным требованиям и подтверждаться документами.
Как было
Сертификация продукции введена Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (далее — Закон о сертификации) как мера защиты от некачественных товаров, наводнивших отечественный рынок. Эта процедура предусматривала подтверждение уполномоченным органом соответствия качества товара действовавшим стандартам. Но вскоре выявились и отрицательные стороны сертификации: ее сложность, неэффективность и дороговизна для хозяйствующих субъектов. Кроме того, зачастую необходимый документ просто подделывали или покупали. Это заставило обратиться к опыту стран ЕС, в которых давно применялась процедура декларирования качества товара самим поставщиком.
Декларация соответствия продукции установленным требованиям в отношении ограниченной номенклатуры товаров стала применяться в России после внесения в 1998 г. изменений в Закон о сертификации. Постановлением Правительства РФ от 07.06.99 № 766 были утверждены Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, и Порядок принятии декларации о соответствии и ее регистрации.
Вопрос о порядке подтверждения качества продукции был затронут и в Указе Президента РФ от 15.08.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». В этом документе говорилось, в частности, о необходимости замены (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции.
Правовая база
Закон о сертификации перестал действовать в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техрегулировании). Он предусматривает, что подтверждение соответствия может носить добровольный и обязательный характер. Согласно ст. 20 названного закона добровольное подтверждение соответствия проводится в форме добровольной сертификации, а обязательное — в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.
Добровольное подтверждение может осуществляться исключительно для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации и условиям договоров.
В статье 23 Закона о техрегулировании предусмотрено, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных конкретным техническим регламентом, и только на соответствие требованиям такого регламента.
Декларирование осуществляется в порядке, закрепленном в ст. 24 Закона о техрегулировании. Данная процедура по сути уведомительная. Именно в этом и состоит ее отличие от процедуры сертификации. Отметим, что декларирование может проводиться как на основании собственных доказательств, так и на основании доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Буква закона
Документы, принятые на основании ст. 24 Закона о техрегулировании, конкретизирующие процедуру декларирования:
— приказ Минпромэнерго России от 22.03.2006 № 54 «Об утверждении формы декларации о соответствии продуктов требованиям технических регламентов» (этим же приказом утверждены рекомендации по заполнению формы названной декларации);
— постановление Правительства РФ от 25.12.2008 № 1028 «Об утверждении Положения о формировании и ведении единого реестра деклараций о соответствии, регистрации деклараций о соответствии, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений»;
— приказ Минпромэнерго России от 11.11.2009 № 1020 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по организации формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии».
В ожидании новых регламентов
Федеральными законами и постановлениями Правительства РФ принято 17 технических регламентов, которые, однако, не охватывают всю номенклатуру продукции. Более того, часть принятых техрегламентов еще не вступила в силу, сейчас их действует только семь: на табачную продукцию, на соковую продукцию из фруктов и овощей, на масложировую продукцию, на молоко и молочную продукцию, а также о требованиях пожарной безопасности, о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ, о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту.
В то же время отсутствие действующих техрегламентов в отношении отдельных видов продукции не означает, что ее качество ничем не регламентируется. В статье 46 Закона о техрегулировании установлены переходные положения. В частности, из п. 2 этой статьи следует, что до дня вступления в силу техрегламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляются по иным правилам и процедурам, предусмотренным нормативными актами РФ, и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.
Согласно п. 3 ст. 46 Закона о техрегулировании Правительством РФ до дня вступления в силу соответствующих техрегламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Таким документом и является постановление № 982. Существует мнение, основанное на п. 3 ст. 46 Закона о техрегулировании, что обязательному подтверждению соответствия в порядке, предусмотренном этим законом (в форме декларирования или сертификации), подлежит продукция, поименованная в названных перечнях, даже в том случае, когда в отношении ее еще не действует техрегламент. Можно предположить, что такой вывод основан на системном анализе п. 2 и 3 ст. 46 Закона о техрегулировании. Такую позицию нельзя признать бесспорной.
В статье 23 Закона о техрегулировании сказано, что форма и схемы обязательного подтверждения могут устанавливаться только техрегламентом с учетом риска недостижения целей таких регламентов, но не оговаривается, что до вступления в силу техрегламентов вместо них могут применяться иные документы, как и не содержится «исключительная» отсылка к п. 3 ст. 46 Закона о техрегулировании. Кроме того, в п. 2 названной статьи говорится о необходимости применения до вступления в силу техрегламентов ранее принятых документов в целях подтверждения соответствия без уточнения, что речь идет именно об обязательном подтверждении соответствия в порядке, установленном Законом о техрегулировании.
Затрагивая эту проблему, мы не стремимся на определенный период избавить производителей от обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, в том числе и от обязательного декларирования. Наша цель — обратить внимание законодателя на необходимость устранить неясность.
Кстати, действующее законодательство (помимо Закона о техрегулировании) обязывает производителя потребительских товаров проводить в отношении выпускаемой им продукции исследования, результаты которых должны подтверждаться соответствующими документами. Так, санитарно-эпидемиологическое заключение, выдаваемое на основании приказа Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224, подтверждает соответствие продовольственных товаров и парфюмерно-косметической продукции требованиям безопасности для человека. Поэтому такое заключение на основании п. 2 ст. 46 Закона о техрегулировании вполне могло бы использоваться в целях подтверждения соответствия продукции, в отношении которой еще не вступил в силу техрегламент, позволяющий провести предусмотренную Законом о техрегулировании процедуру обязательного подтверждения, в том числе в форме обязательного декларирования.