ФТС России подвела итоги работы в ушедшем году, изучила практику рассмотрения жалоб от участников ВЭД на решения и действия таможенников. Спорных ситуаций оказалось много. Все они объединены в обзор, которым должны будут руководствоваться таможенные органы. Документ интересен и участникам ВЭД.
Обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов приведен в приложении к письму ФТС России от 22.12.2009 № 01-11/61680. Документ значительно упрощает работу таможни и участников ВЭД, которые тоже иногда оказываются неправы в своих требованиях.
Жалоба жалобе рознь
Законность решений нижестоящих таможенных органов может оцениваться в двух процессуальных формах: по заявлению (жалобе) участника ВЭД и в порядке ведомственного контроля. Но многие участники ВЭД не понимают разницы между ними.
Так, в одном из случаев декларант со ссылкой на ст. 412 «Ведомственный контроль деятельности таможенных органов» Таможенного кодекса РФ подал жалобу в региональное таможенное управление на классификационное решение таможенного поста, оформлявшего груз. Однако жалобу вернули. Управление разъяснило, что эта статья предусматривает полномочия по отмене незаконных решений, но не по заявлениям участников ВЭД, а при выполнении контрольных функций по инициативе таможенных органов. Эта статья не возлагает на таможенников обязанность принять перечисленные в ней решения в определенный срок в связи с жалобами юридических и физических лиц. Никаких временных ограничений для подобного контроля нет.
Участники ВЭД обращаются с жалобами в порядке, установленном в главе 7 (ст. 45—57) Таможенного кодекса РФ. Если этот порядок нарушен, ссылки на ст. 412 данного Кодекса не спасут. Например, обращение лица в таможенный орган с нарушением установленного срока на обжалование (три месяца в соответствии со ст. 48 Таможенного кодекса РФ), но со ссылкой на ст. 412 Таможенного кодекса не обязывает таможню рассматривать жалобу.
Как отсчитывать сроки
Если Таможенным кодексом РФ не установлен специальный порядок определения дня начала и окончания сроков, необходимо применять правила, установленные ГК РФ. Эта норма закреплена в п. 2 ст. 9 Таможенного кодекса РФ. На практике наличие общего правила и исключений к нему вызывает проблемы при исчислении сроков как у участников ВЭД, так и у таможни. Так, проверка документов и сведений после выпуска товаров согласно п. 2 ст. 361 Таможенного кодекса РФ проводится в течение года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Поясним на примере, когда истекает срок для проведения таможенного контроля.
Пример 1
Товар выпущен в свободное обращение 10 июля 2009 г. В пункте 2 ст. 361 Таможенного кодекса РФ установлен день начала срока (в данном случае дата выпуска товара) — 10 июля 2009 г. День окончания срока, исчисляемого годами, определен в п. 1 ст. 192 ГК РФ: срок истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Значит, последним днем срока для таможенного контроля считается дата, предшествующая этому числу (9 июля 2010 г.). Любое решение таможни, принятое 10 июля 2010 г. и позже, незаконно.
Аналогичный порядок применяется и при исчислении сроков на подачу жалобы. В соответствии со ст. 48 Таможенного кодекса РФ жалоба на решение таможенного органа (его должностного лица) может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности. То есть Таможенный кодекс определяет специальный порядок исчисления начала срока для обжалования решений таможенных органов. Как правило, датой начала срока признается дата вручения обжалуемого решения участнику ВЭД.
Итак, жалоба считается поданной в срок, если она подана в вышестоящий таможенный орган до истечения срока, установленного ст. 48 Таможенного кодекса РФ. Если заявитель направляет жалобу почтой, датой отправки считается дата, указанная на штемпеле, проставленном на конверте отделением связи. Но в названном Кодексе не установлен порядок определения дня окончания данного срока. Поэтому надо руководствоваться п. 3 ст. 192 ГК РФ, согласно которому срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, то есть последним днем срока считается дата, предшествующая этому числу.
Пример 2
Решение таможенного органа вручено участнику ВЭД 10 апреля 2010 г. Срок на его обжалование истекает 10 июля 2010 г. Следовательно, жалоба на упомянутое решение может быть подана по 9 июля 2010 г. включительно.
Как вернуть аванс
Таможня не любит возвращать авансовые таможенные платежи. Любимая отговорка — отсутствие документов, которые согласно п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса РФ служат основанием для возвращения заявления плательщику без рассмотрения.
Главный подтверждающий документ — платежное поручение на перечисление авансовых средств на счет или в кассу таможни. ФТС России оценила законность действий таможни в двух случаях.
Во-первых, участник ВЭД представил копию платежного поручения.
Согласно приложению 1 к приказу ГТК России от 25.05.2004 № 607 в перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате авансовых платежей, входит в том числе платежный документ, подтверждающий поступление денежных средств в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством РФ. Как видим, в перечне прямо указан именно платежный документ, а не его копия. Она не признается документом, подтверждающим поступление денежных средств в кассу или на счет таможенного органа.
Во-вторых, участник ВЭД представил платежное поручение без оригинальных отметок таможни об открытии лицевого счета. Требовать подобные отметки таможня не вправе. Платежное поручение, как уже говорилось, подтверждает поступление денег в кассу или на счет таможни. А таким подтверждением является отметка банка о принятии поручения к исполнению.
Экспертиза одна на всех
В ходе споров участников ВЭД с таможенниками по поводу классификации товаров определяющим аргументом чаще всего выступает заключение эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России. Может ли участник ВЭД ссылаться на такое заключение, если впоследствии ввозит идентичный товар?
ФТС России разъяснила, что результаты проведенной в ходе таможенного контроля экспертизы товаров, заявленных в таможенной декларации, могут быть использованы при проверке правильности классификации товаров, заявленных тем же лицом в других декларациях, и принятии решения об их классификации. Обязательное условие: при таможенном досмотре и иных формах таможенного контроля установлена идентичность таких товаров тем, в отношении которых проведена экспертиза.
Когда временное лучше постоянного
Российские участники ВЭД при соблюдении некоторых условий имеют право претендовать на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, например временно хранить товары не на СВХ, а непосредственно на складе получателя (ст. 68 Таможенного кодекса РФ). Но согласно п. 1 ст. 362 Кодекса хранение товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля (ЗТК).
Исходя из п. 2 ст. 362 Таможенного кодекса РФ и п. 2 и 6 Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утвержденного приказом ГТК России от 23.12.2003 № 1520, ЗТК могут быть постоянными или временными. Какую зону устанавливать на складе лица, пользующегося льготными процедурами? Вопрос не праздный. Дело в том, что в ЗТК не должно быть посторонних товаров, ее посещение строго регламентировано. В таком случае создание на складе или площадке постоянной ЗТК (а так обычно поступают региональные таможенные управления) означает невозможность ее использования в иных целях. А если другого склада нет? Это уже убытки, и специальная процедура теряет свою привлекательность.
Если товар ввозится редко и хранится от случая к случаю, желательно установить временную зону таможенного контроля — только на время хранения. Но таможни противятся этому, заявляя, что создание временной ЗТК фактически ограничивает временным периодом действие специальных упрощенных процедур, в то время как распоряжениями ФТС России не установлены ограничения по сроку применения подобных процедур по количеству, периодичности и срокам помещения товаров на хранение. ФТС России признала такую практику незаконной.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им единолично и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ). В России гарантируется свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), каждый имеет право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (в данном случае — право использования своего склада). Такая же норма закреплена в ч. 2 ст. 1 ГК РФ.
Таможенный кодекс РФ не устанавливает ограничений права собственника территорий и помещений в случае установления в отношении его специальных упрощенных процедур. Распоряжение ФТС России, определяющее места хранения «льготником» своего товара, само по себе не дает таможенникам права в одностороннем порядке принимать решение о создании постоянной ЗТК, если на складах и открытых площадках «льготника» не размещены иностранные товары. Следовательно, для принятия решения о создании постоянной ЗТК необходимо соответствующее заявление указанного лица.
Итак, решение о выборе формы ЗТК таможня должна принимать на основе анализа качественных и количественных показателей динамики таможенного оформления (регулярности нахождения товаров в зоне таможенного контроля и их количества, заявляемых таможенных режимов, сроков хранения товаров, сроков их таможенного оформления). Это первое условие. Второе условие: должно быть заявление о создании зоны таможенного контроля от лица, во владении (пользовании, распоряжении) которого находятся склады и открытые площадки. Однако в таможенном законодательстве РФ нет критериев регулярности нахождения товаров в ЗТК, поэтому их таможня должна определять с учетом фактических обстоятельств и периода нахождения товаров в ЗТК в каждом конкретном случае.
Довод, что создание временной ЗТК ограничило бы временным периодом действие упрощенных процедур, несостоятелен: ничто не запрещает по несколько раз создавать и ликвидировать эти зоны на складах и открытых площадках исходя из необходимости таможенного оформления товаров или их временного хранения.
Это важно!
Таможня проверяет товары, а не людей
При пересечении таможенной границы все проходят через стационарную таможенную систему обнаружения делящихся и радиоактивных материалов. Если система срабатывает, следует тщательный контроль в отношении не только товара, но и перемещающего его лица. И здесь таможенники порой допускают ошибку.
Так, в аэропорту у гражданина сработала система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов. Он представил медицинскую справку, что ему с лечебной целью имплантирована герметичная капсула с изотопом, который и привел к срабатыванию датчиков.
Но таможенник все же провел осмотр гражданина, о чем составил акт таможенного досмотра (осмотра), и дозиметрический контроль, результаты которого отразил в протоколе дозиметрического контроля физического лица.
Гражданин пожаловался в ФТС России. Она разъяснила, что действия по дополнительному дозиметрическому контролю абсолютно законны и могут проводиться в целях подтверждения уровня и вида источника излучения, указанного в представленных физическим лицом документах. Но составлять акт таможенного досмотра (осмотра) в отношении физического лица (а не перемещаемых им товаров) неправомерно.
Согласно ст. 371 Таможенного кодекса РФ одна из форм таможенного контроля — таможенный осмотр товаров и транспортных средств, по результатам которого должностными лицами таможни может быть составлен акт установленной формы. То есть акт таможенного досмотра (осмотра) составляется только в отношении товаров и транспортных средств, а не в отношении граждан.