Следует признать крайне позитивными дополнения, внесенные в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1 , согласно которым Единый государственный реестр юридических лиц должен содержать сведения о стоимости чистых активов акционерного общества. Согласно подп. «ф» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации юридических лиц) в состав этих сведений теперь входит «стоимость чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на дату окончания последнего завершенного отчетного периода». Сведения о размере чистых активов стали так же доступны, как и информация о размере уставного капитала. Это шаг в направлении непосредственного прямого нормирования чистых активов.
Акционерные общества обязаны ежеквартально представлять в регистрирующий орган сведения о стоимости чистых активов.
Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, заявление о внесении таких изменений представляется ежеквартально в регистрирующий орган в срок, установленный законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете для представления годовой или квартальной бухгалтерской отчетности. Об этом гласит п. 5 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в новой редакции.
Под сроком, «установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете для представления годовой или квартальной бухгалтерской отчетности», в данном случае надо понимать срок, определенный ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете «все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации».
Срок представления годовой и квартальной бухгалтерской отчетности предусмотрен в п. 2 указанной статьи: «Организации… обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации».
Годовую и квартальную бухгалтерскую отчетность налогоплательщики также должны представлять в налоговые органы по месту нахождения в том же порядке и в те же сроки. Налогоплательщики обязаны… представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета. На это указано в подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
При применении новых норм законодательства могут возникнуть проблемы у тех акционерных обществ, которые находятся на упрощенной системе налогообложения (глава 26.2 Налогового кодекса РФ).
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете).
Между тем обязанность вести бухгалтерский учет вытекает не только из норм законодательства о бухгалтерском учете, но и из других законодательных актов.
В частности, у акционерного общества могут возникнуть обязательства перед акционерами по выплате им дивидендов. Согласно п. 2 ст. 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности общества.
В связи с этим обстоятельством Минфин России в письме от 11.03.2004 № 04-02-05/3/19 «О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения» указал, что «организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, должны определять чистую прибыль и стоимость чистых активов в соответствии с правилами бухгалтерского учета».
Кроме того, в п. 1 ст. 78 Закона об АО содержится понятие крупной сделки. Это сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Для защиты прав акционеров, которые могут быть нарушены в случае совершения крупных сделок без одобрения компетентными органами общества (ст. 79 Закона об АО), акционерные компании должны вести бухгалтерский учет, позволяющий определить стоимость их активов на отчетную дату (то есть ежеквартально), независимо от применения упрощенной системы налогообложения. Это подтверждается судебно-арбитражной практикой (например, Определением ВАС РФ от 12.09.2007 № 11864/07 и постановлением ФАС МО от 19.05.2008 № КГ-А40/2880-08).
В пункте 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Исходя из сказанного, полагаем, что предусмотренная новым законом обязанность ежеквартально представлять в регистрирующий орган сведения о стоимости чистых активов в полной мере распространяется на акционерные общества, применяющие упрощенную систему налогообложения.
Требование публично раскрывать информацию о размере чистых активов акционерных обществ абсолютно позитивный, но половинчатый шаг. Целесообразно также установить требование об обязательном раскрытии информации о размере активов общества, что позволит систематически отслеживать соотношение чистых активов и активов компании (коэффициент долговой нагрузки). Именно это соотношение является той достоверной информацией, которая позволяет оценить надежность коммерческой организации в хозяйственном обороте ее контрагентам и потенциальным инвесторам. Оценить, какую долговую нагрузку несет общество. Взятые сами по себе стоимость чистых активов и размер уставного капитала компании не дают представления об экономическом положении участников хозяйственного оборота.
Регулярное раскрытие информации о размере активов и чистых активов следует распространить не только на акционерные общества, но и на все коммерческие организации. Очевидно, это повысит степень информированности участников хозяйственного оборота и снизит соответствующие риски. Раскрытие такого рода информации соответствует современным методикам оценки кредитных рисков2.
1 Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 352-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций».Принят Государственной думой 23 декабря 2009 г. Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 г.
2 В настоящее время информация о размере активов, чистых активах и структуре собственных средств содержится в бухгалтерском балансе, который является публичным документом. Открытые акционерные общества обязаны размещать бухгалтерские балансы на своих сайтах. Однако действующее законодательство и правоприменительная практика недостаточно жестко регулируют этот важнейший аспект публичного раскрытия информации о хозяйственных обществах.