21 февраля 1613 г. великое ликование охватило Москву. В московские государи был избран Михаил Федорович Романов, ближайший родственник Феодору Иоанновичу, «последнему царю из племени Иоанна Калиты». Повсюду служились молебны, несмолкаемо звонили колокола и «бяше радость великая, яко изо тьмы человецы выидоша на свет». Меж тем сам Михаил Федорович, укрывшийся от поляков в Ипатьевском монастыре (близ Костромы), быть государем «не хотяше». Посольство, наряженное, чтобы уговорить его согласиться на царство, прибыв в Кострому, пало перед юным Романовым и матерью его, старицей Марфой, на колени. И «не токмо, что плакаху, но воплю великому бывшу» — так умаливали Михаила, чтобы вступил он на русский престол. «И в мыслях у нас ничего нет такого», — отказывалась благословить сына Марфа, ссылаясь и на возраст своего сына, и на неверность служения выбранным государям, и на разорение казны и всего русского государства, и на отца Михаила, митрополита Филарета, томящегося в плену у поляков… Шесть часов ушло на уговоры, но ни Марфа, ни сын ее все никак не хотели соглашаться. Наконец Феодорит, архиепископ Рязанский, прибегнул к последнему средству. «Если не склоняетесь ради нас, — поднял он Феодоровскую икону Божией Матери, взятую им из Костромского собора, — то послушайтесь ради чудотворного образа Царицы всех». Против подобных слов Марфа уже не смогла устоять. «Да будет воля Твоя, Владычице! — упала она перед Богородицей на колени. — В руки Твои предаю сына моего. Наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» Обливаясь слезами, пал на колени и Михаил. «Боже! — обратил он свой взор к небу. — Спаси и соблюди меня!»…
Так 16-летний Михаил Федорович Романов стал государем всея Руси, и день, в который это произошло (14 марта), стал днем общероссийского празднования Феодоровской Божией Матери. Этот чудный образ, авторство которого приписывают евангелисту Луке, настолько схож с Владимирской Богоматерью, что многие полагают его списком с самой знаменитой русской иконы. Различие между ними только в левой ножке Младенца. На Феодоровском образе она обнажена.
Название свое Феодоровская икона получила от отца Александра Невского, великого князя Ярослава Всеволодовича, названного в крещении Феодором. К князю Ярославу икона перешла от старшего брата, Юрия Всеволодовича (погибшего в битве с татарами на реке Сити в 1238 г.), а тот нашел ее в ветхой часовне близ города Городца. Как попала икона в Городец — неизвестно.
Доставшейся от брата иконой Ярослав благословил сына своего Александра, вступившего в брак с полоцкой княжной Брячиславой. В этом браке видят разгадку появления на обратной стороне Феодоровской иконы образа великомученицы Параскевы, покровительницы невест и свадеб. Полагают, что оно связано с супругой Александра Невского, особо почитавшей великомученицу и получившей в крещении имя Параскевы.
Подаренная отцом икона постоянно находилась при Александре. После смерти его, а он умер, возвращаясь из Орды, в основанном отцом городецком монастыре в ноябре 1263 г., Феодоровская икона перешла его младшему брату — Василию Ярославичу…
По другому преданию, иначе трактующему и появление названия чудотворного образа, князь Василий натолкнулся на него в лесу. Преследуя зверя, он вдруг увидел висевшую на сосне икону. Когда же попробовал ее снять, она поднялась в воздух. И в то же самое время жители Костромы увидели, как какой-то воин прошел по городу с иконой Божией Матери в руках. Он был похож на великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был устроен собор в Костроме.
Вернувшись в город, князь рассказал о случившемся духовенству. Тогда к указанному князем месту отправились уже всем городом. У вновь обретенного образа (в нем узнали икону, пропавшую при разорении татарами Городца) долго молились, пав на колени, а затем, сняв, переместили его в соборный храм Костромы, назвав Феодоровским, по названию храма и в память о чудесном явлении Феодора Стратилата. На месте же обретения иконы основали первую иноческую обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Ежегодно, вплоть до 1921 г., в день явления Феодоровской иконы (16 августа) благодарные жители Костромы совершали с нею крестный ход (сначала из собора Феодора Стратилата, потом из Успенского собора) к Спасо-Запрудненскому храму. Сегодня эта древняя традиция возобновлена.
Феодоровская икона не раз спасала жителей Костромы от разных напастей. Один из самых чудесных случаев произошел в правление князя Василия Ярославича. В 1272 г. против подошедших к городу татарских отрядов была снаряжена русская рать, выступившая из города с чтимым горожанами образом. Когда противники сблизились, в небе появился неведомый всадник в багряной мантии и с ослепительным золотым щитом, осветившим лик Богородицы. В ту же минуту икона зажглась испепеляющим светом. На видевших все это татар напал такой ужас, что они стремглав бросились с поля боя. Рассказывают, что в память об этом чуде князь Василий утвердил крест как раз на том месте, где стояла перед войсками икона. Позднее там была выстроена каменная часовня.
Феодоровская икона никогда не покидала церковных стен, и никогда перед ней не прекращались молитвы. После разрушения кафедрального Успенского собора она находилась сначала в храме свт. Иоанна Златоуста, а затем в соборе Воскресения Христова. В 1991 г. ее перенесли в возвращенный Церкви Богоявленско-Анастасиин собор, где она и хранится теперь. Живопись Феодоровской иконы многократно поновлялась, но уже то, что она уцелела в течение стольких веков, поистине удивительно. Кострома не раз подвергалась нападениям, сгорала дотла, но чудесный образ всякий раз оставался невредимым, сумев уцелеть даже в годы большевистских гонений.
Известен ряд чтимых списков с Феодоровской иконы Божией Матери, в том числе с клеймами. Помимо московского придворного списка с чудотворного образа, находившегося в церкви Рождества Богородицы на Сенях, в XVII в. почитался как чудотворный список с Феодоровской иконы в Городецком Феодоровском монастыре. Среди более поздних списков упоминают икону, явленную около 1713 г. при одном из источников в Симбирской губернии.
Феодоровская икона была покровительницей царского рода Романовых. Перед ней молились все русские цари, в честь иконы их приезжавшие из-за границы жены получали отчество Федоровна. В доме Ипатьева в Екатеринбурге была найдена копия Феодоровской иконы Богородицы, принадлежавшая последней русской царице Александре Федоровне.
У чудотворного образа Феодоровской Божией Матери многовековая история, переплетающаяся с историей великих князей и царей, но почитается она не только как дворцовая святыня, но и как икона, особо покровительствующая невестам и христианским семьям. Свидетельства множества людей говорят о том, что молитва пред нею особо действенна, когда она касается проблем бездетности, помощи в родах и воспитании детей.