Только 10% руководителей предприятий считают, что у них расширились возможности участвовать в тендерах на поставку продукции для государственных нужд после изменения законодательства о госзакупках. А 20% отмечают, что процедуры оформления документов для участия в конкурсах по госзакупкам существенно усложнились. Таковы выводы исследования, проведенного Высшей школой экономики.
Суммируя результаты анализа состояния системы госзакупок в России, эксперты ВШЭ выделили ряд системных проблем, которые нужно решить для развития законодательства о закупках.
Необходимо создание комплексной системы управления рисками госзакупок, охватывающей все типы рисков. В момент разработки и принятия Федерального закона № 94-ФЗ в качестве главного риска воспринималась исключительно коррупция. Однако практика применения закона продемонстрировала существенные риски недобросовестного поведения поставщиков. Одновременно выявилась трансформация коррупционных рисков и их миграция на другие стадии закупочного цикла.
Еще одна системная проблема — необходимость сбалансировать цели регулирования относительно конечной эффективности закупок. В настоящее время предметом законодательного регулирования являются лишь процедуры торгов. Эффективность же закупок рассматривается контролирующими органами сугубо с точки зрения соблюдения норм Федерального закона № 94-ФЗ. Однако в действительности конечной целью процесса госзакупок является обеспечение государственных нужд, и система регулирования должна быть настроена на обеспечение реализации именно этой цели.
Нужен учет тех издержек, которые все участники торгов (как поставщики, так и госзаказчики) несут в связи с соблюдением положений Федерального закона № 94-ФЗ. До сегодняшнего дня система регулирования скорее строилась по критериям упрощения и удешевления процессов администрирования для регулятора. Это действительно позволяло снижать стоимость регулирования и контроля. Однако необходимо учитывать также издержки, которые несут поставщики и заказчики в связи с необходимостью соблюдения требований Федерального закона № 94-ФЗ. В конечном счете эти издержки всегда закладываются в цену закупок.
Ответы руководителей предприятий на вопрос «Как Вы думаете, какие последствия для деятельности предприятий вызвало изменение законодательства о госзакупках в 2006—2007 годах?»
Вся выборка |
Мелкие
|
Крупные фирмы (свыше 1000 чел.) |
Только фирмы, имевшие госзаказы | |
1. Для предприятий расширились возможности участия в госзакупках |
10,8 |
10,0 |
12,4 |
17,9 |
2. Возросла конкуренция среди предприятий - поставщиков |
16,1 |
15,5 |
18,2 |
25,6 |
3. Система госзакупок стала более прозрачной |
7,5 |
5,8 |
8,0 |
12,3 |
4. Выросли общие требования к поставщикам со стороны госзаказчиков |
14,2 |
11,8 |
17,5 |
23,8 |
5. Снизились требования к поставщикам по наличию опыта и квалификации |
7,4 |
8,6 |
2,2 |
11,5 |
6. Усложнились процедуры оформления документов для участия в конкурсах по госзакупкам |
20,3 |
20,6 |
23,4 |
33,8 |
7. Выросли общие издержки участия в конкурсах по госзакупкам (затраты на оформление конкурсной документации, внесение обеспечения и т.д.) |
15,3 |
14,4 |
19,7 |
25,6 |
8. Участие в госзакупках стало менее прибыльным |
11,8 |
13,0 |
13,1 |
22,0 |
9. Расширились возможности для демпинга со стороны недобросовестных участников конкурсных торгов |
14,3 |
14,2 |
14,6 |
23,0 |
10. Другое |
2,9 |
3,3 |
2,2 |
2,3 |
11. Ничего принципиально не изменилось |
28,2 |
29,2 |
24,8 |
21,0 |
12. Затрудняется ответить |
30,1 |
29,3 |
30,7 |
13,8 |
Число фирм |
957 |
431 |
137 |
391 |
Источник: ВШЭ